Американский эксперт: Путин аннексировал Крым ради нефти и газа


Основная цель российской аннексии Крыма и вторжения на Донбасс заключается в попытке не дать западным энергетическим компаниям доступ к природным ресурсам, расположенным в Черном море и в районе Юзовского газового месторождения, находящегося в границах Донецкой и Харьковской областей. Такое мнение в интервью высказал ветеран армии США, сотрудник аналитического центра National Review Institute и международный консультант по развитию энергетики Роберт Чизлетт.

«Эти регионы юга и востока Украины представляли стратегический интерес для России на протяжении многих лет. Именно поэтому еще несколько лет назад Москва настаивала на продлении срока нахождения Черноморского флота в Севастополе еще на 25 лет, предложив взамен украинской администрации снижение цен на российский природный газ на 30%. В конечном итоге, контракт на использование военно-морской базы был продлен в 2010 году администрацией Януковича», – напоминает американский эксперт.

При этом Роберт Чизлетт отмечает, что даже в тот период украинские власти намеревались снизить экономическую зависимость от импорта российской энергии, которая являлась прямым каналом геополитического влияния Москвы на внутриукраинские дела.

«Украина подписала контракт на продление нахождения на своей территории российской военной базы, но при этом начала разрабатывать собственные источники энергии. В 2012 году компания «Надра Украины», в сотрудничестве с консорциумами ExxonMobil, Royal Dutch Shell и румынской компанией OMV Petrom, начала проект по исследованию и развитию Скифского нефтегазового месторождения, расположенного на шельфе Черного моря. В этот период администрация Украины сократила импорт российского газа с 45 млрд кубометров в 2011 году до 28 млрд кубометров в 2013 году», – рассказывает Чизлетт.

По мнению американского аналитика, именно геоэкономическая стратегия России, связанная с попыткой заблокировать украинские и западные компании от разработки Черноморского шельфа, стала основной причиной аннексии Крыма.

Самоподъемная буровая установка «Петр Годованец», принадлежащая до аннексии Крыма ГАО «Черноморнефтегаз». Архивное фото

«По времени захват Крыма совпал с растущим потенциалом экспорта сжиженного природного газа из США в Европу, а также – возможностью экспортировать технологии гидравлического разрыва пласта для доступа к ископаемым видам топлива, ранее недоступным в сланцевой местности. Благодаря этому инструменту Украина могла не только перестать полагаться на импорт российской энергии, но и стать потенциальным конкурентом Москвы, экспортируя на европейские рынки вновь извлеченные ископаемые виды топлива из сланцевых месторождений. Именно долгосрочные планы России стать основным экспортером энергии на рынки ЕС и были настоящими мотивами ее усилий по разделению Украины», – отмечает Роберт Чизлетт.

Тем не менее эксперт считает, что даже сегодня, лишившись доступа к Черноморскому шельфу, Украина делает все, чтобы уменьшить энергозависимость от России. К примеру, в 2015 году ей удалось удвоить импорт газа из ЕС до 10 млрд кубометров.

При этом, по словам Чизлетта, сейчас президенту России Владимиру Путину необходимо завершить строительство крымского энергомоста, включая Керченский мост и подводные линии электропередачи через Керченский пролив.

«Во время войны на востоке Украины основные линии электропередач, обеспечивавшие Крымский полуостров, были неизбежно уничтожены – еще в 2015 году. Энергомост необходим Путину как символ его политической победы и способ укрепить доверие крымчан и обеспечить независимость полуострова от украинских энергоносителей. К тому же без него невозможно покрыть растущую потребность Крыма в энергоснабжении в пиковые туристические сезоны. Этот мост также гарантирует энергетическую безопасность военно-морской базы России в ходе ее сирийских операций», – отмечает он.

По словам Роберта Чизлетта, по данным на 1 января 2018 года, Кремль развернул в Крыму подразделения Росгвардии для охраны ключевых объектов, важных для будущего энергомоста.

Слова американского эксперта о том, что основным мотивом развязанной Путиным войны был доступ к ценным месторождениям, подтверждается и фактами. Напомним, российские военные захватили крымские месторождения и буровые установки украинского государственного предприятия «Черноморнефтегаз» еще в 2014 году. В том же году Генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное производство из-за незаконного захвата имущества предприятия на сумму 15 миллиардов гривен. В феврале прошлого года Приморский районный суд Одессы арестовал имущество «национализированного» Россией «Черноморнефтегаза», включая четыре буровые установки.

Запуск второй ветки энергомоста из Кубани в аннексированный Крым. 2015 год

30 ноября 2016 года военные прокуроры совместно с офицерами Госпогранслужбы Украины и других правоохранительных органов вышли в море к Одесскому газовому месторождению в Черном море с целью задокументировать факт того, что Россия незаконно использует принадлежащие Украине буровые платформы. Перед ними сразу же появился сторожевой корабль – фрегат «Пытливый» ВМФ России, экипаж которого открыто заявил, что он устанавливает режим плавания для других судов. Еще раньше, 7 сентября того же года, украинские пограничники также столкнулись с агрессивными действиями со стороны российских военных кораблей.

В декабре 2017 года аналитический центр The Jamestown Foundation опубликовал статью, в которой прямо указывал, что российский Керченский мост помогает захвату украинской нефти и газа. В частности, в материале отмечается, что при помощи этого моста Кремль, возможно, стремится закрепить контроль над природными ресурсами как Азовского моря, так и северной части Черного моря.

«По оценкам компании «Черноморнефтегаз», на небольшом участке украинской части Азовского моря находится до 20 миллиардов кубометров природного газа. Рыночная стоимость запасов без учета затрат на добычу оценивается примерно в 3,4 миллиарда долларов. Это около 10% объема российского экспорта «Газпрома» в Европу в 2016 году. Кремль показал, как далеко он готов зайти, чтобы контролировать украинские ресурсы в Черном море, незаконно захватывая их, а затем используя военную силу для защиты своих притязаний», – говорится в статье.

При этом некоторые украинские эксперты уже отмечали, что агрессивная защита Россией захваченных объектов может спровоцировать непредсказуемую эскалацию конфликта.

  • Ксения КирилловаОбозреватель 

    Подписаться

Предыдущая МОК запретил Reuters освещать церемонию открытия зимних Олимпийских игр
Следующая Вся «кремлевская» рать

Нет комментариев

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.