Что привез Порошенко из США?


20 июня президент Украины Петр Порошенко, находясь с визитом в США, встретился в Белом доме с президентом Дональдом Трампом. О своих переговорах с американским коллегой Порошенко отозвался как об «уникальном дне в отношениях между нашими странами». КИЕВ .

Как мы уже сообщали, во вторник 20 июня, сразу по окончании встречи лидеров двух стран, Петр Порошенко провел брифинг для прессы, на котором он, в частности, отметил:

— Прошла полноценная, очень детальная встреча с президентом США Дональдом Трампом. Мы получили твердую поддержку со стороны Соединенных Штатов и по поводу суверенитета, территориальной целостности и независимости нашего государства, а также в деле продолжения реформ в Украине.

Напомним, что на встрече двух лидеров в Овальном кабинете Белого дома также присутствовали посол Украины в США Валерий Чалый, глава МИД Украины Павел Климкин, посол США в Украине Мила Йованович и вице-президент США Майкл Пенс.

До этого глава украинского государства провел ряд консультативных встреч с руководителями различных ведомств США, но об этом — чуть ниже.

Отметим также тот факт, что за неделю до визита Порошенко в США там побывал спикер украинского парламента Андрей Парубий, который также провел ряд важных встреч и консультаций.

Поскольку Порошенко — международник по образованию (он окончил столичный КИМО), можно, конечно, искать в его словах следы дипломатического этикета или даже попытку выдать желаемое за действительное. Однако слова президента о «всеобъемлющей поддержке», сказанные после дебютного непосредственного контакта с новым руководством США (до этого Порошенко и Трамп общались лишь по телефону), можно трактовать и как своеобразную заявку на дорожную карту будущего сотрудничества между двумя странами.

Тем не менее визит Порошенко в Америку вызвал ряд критичных и язвительных оценок, причем как со стороны российских и «ватных» СМИ, так и у части отечественных политиков, экспертов и блогеров.

Вполне возможно, что некоторое разочарование объясняется длившимся полгода ажиотажем, который на всем постсоветском пространстве вызывало своеобразное виртуально-дипломатическое соревнование: с кем Трамп встретится раньше — с Путиным или с Порошенко? Многие ожидали каких-то сенсаций, но их не было. Была нормальная атмосфера взаимной заинтересованности и первого межличностного контакта. О чем же говорил украинский президент в Вашингтоне?

Значительная часть встреч Петра Порошенко в ходе визита в США была посвящена вопросам безопасности и военного сотрудничества. Госсекретарь Рекс Тиллерсон во время разговора с украинским президентом подтвердил готовность США содействовать мирному урегулированию ситуации на Донбассе. Важно, что стороны обсудили пути предоставления Украине оборонительного оружия. Тиллерсон подтвердил сохранение санкций против России до полного восстановления суверенитета и территориальной целостности Украины.

Заверения в поддержке Украины, ее суверенитета и территориальной целостности Порошенко получил и от министра обороны США Джеймса Меттиса.

Кроме того, Петр Порошенко встретился с представителями экономического блока Соединенных Штатов, в частности, министром энергетики Риком Перри. Обсудили не только совместные проекты в атомной энергетике и возможность поставок сжиженного газа из США — важно, что стороны подтвердили единую позицию относительно угрозы проекта «Северный поток-2» для безопасности как Украины, так и Европы.

Отметим и тот факт, что Петр Порошенко встретился с руководителями международных финансовых институтов — МВФ и Всемирного банка. На встрече с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард обсуждалось состояние внедрения структурных реформ в Украине и мероприятия, которые должны быть реализованы в ближайшее время. В частности, украинский президент рассказал о результатах обсуждения проекта пенсионной реформы.

На встрече с президентом группы Всемирного банка Джим Йонг Кимом Порошенко рассказал о достижении макроэкономической стабильности и обнадеживающей тенденции к росту экономики Украины. Собеседники уделили особое внимание вопросу более активного привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины.

Каковы же первые итоги визита Петра Порошенко в США и его встречи с Дональдом Трампом и как выглядит перспектива дальнейших украинско-американских отношений ?

Корреспондент QHA получил эксклюзивный комментарий по этим вопросам у настоящего профессионала в сфере дипломатии министра иностранных дел Украины в 2007-2009 годах, руководителя украинского Центра исследования России Владимира Огрызко.

QHA: Владимир Станиславович, каковы Ваши общие впечатления от поездки Петра Порошенко за океан?

Владимир Огрызко: Я считаю, что визит был чрезвычайно успешным. Накануне немало обозревателей — или не совсем адекватных, или тех, кто просто сидит на российском довольствии, — утверждали, что это будет заход на пять минут для протокольного рукопожатия и нескольких минут для фотосессии. На самом деле состоялся полноценный разговор, обсуждение ключевых вопросов украинско-американских отношений и проблем глобального характера, четкие договоренности о дальнейшем сотрудничестве.

Общение с американским коллегой у Петра Порошенко было подкреплено детализацией нашего сотрудничества уже в личных его беседах с вице-президентом Пенсом, руководителем Госдепа, шефом Пентагона, руководителем энергетического департамента. Одним словом, была полноценная программа визита главы государства в зарубежную страну (а я был не на одном таком мероприятии), и это — стопроцентный результат.

Конечно, сейчас еще рано говорить о каких-то конкретных итогах, нужно еще получить дополнительную информацию, но в политическом аспекте это безусловный плюс, поскольку перед встречей Трампа с Путиным на полях гамбургского саммита G20 нам важно было, чтобы руководитель США получил информацию о происходящем на востоке Украины, что называется, из первых рук.

Кстати, если вы смотрели видеоотчет о встрече, в отличие от примеров нерукопожатия лидеров некоторых стран на отдельных международных саммитах, вчерашнее приветствие между президентами в Белом доме было искренним и эмоционально окрашенным. И это — явно позитивный момент.

QHA: Но в Сети немало скепсиса относительно сотрудничества между Украиной и США в военной отрасли. Причем скепсис этот адресован не только Порошенко, но и спикеру Парубию, побывавшему в Вашингтоне накануне и пытавшемуся получить летальное оружие.

В. О.: Давайте будем адекватно оценивать ситуацию. Любой визит — это начало процесса, начало будущих консультаций и переговоров, по итогам которых мы можем рассчитывать получить конкретный результат в будущем. И представлять себе, что ты приехал за рубеж, и тебе сразу дали чемодан с танковой дивизией — на это могут рассчитывать лишь фантазеры, но в реальной политике такого никогда не было и не будет.

И то, что соединились визит Парубия и визит Порошенко, а также то, что они были дополнительно усилены контактами на общественном и бизнесовом уровне, — хороший фон к будущей возможной встрече Путина и Трампа на полях гамбургского саммита «Большой двадцатки».

QHA: Накануне визита Порошенко в массмедиа выдвигалось много гипотез о смене формата урегулирования на Донбассе — с нормандского на женевский. Кое-кто вполне логично предлагал задействовать потенциал так называемого будапештского формата, созданного из числа лидеров стран, подписавших будапештский меморандум о гарантиях территориальной целостности Украины в обмен за наш отказ от обладания ядерным оружием…

В. О.: Я не раз говорил и вновь повторю свой старый тезис: меня лично название формата интересует в последнюю очередь, гораздо важнее — результат, который могут получить наши переговорщики в деле международного давления на российского агрессора. И по результатам последних украинско-американских контактов можно констатировать, что мы имеем хорошие предпосылки для активизации мирного процесса, в том числе с помощью более активного привлечения в качестве стороны переговоров Соединенных Штатов. Хотя понятно, что США незримо присутствуют во всех процессах такого рода, но в будущем их участие может стать более рельефным, так же, как и других важных геополитических игроков, в том числе и новых — победившего во Франции на президентских и парламентских выборах Эммануэля Макрона.

Словом, мы постепенно, но уверенным шагом идем к тому, чтобы сформировать то, что неофициально можно будет назвать антипутинским фронтом противодействия российской агрессии. И если он будет мощным, сильным и хорошо скоординированным, тогда можно будет констатировать, что результат у нас будет очень успешным и быстрым. Поэтому прошедший визит можно рассматривать как один из элементов координации действий международного сообщества в борьбе с российской агрессией.

Александр Воронин

Предыдущая Катарское СМИ написало об ущемлении прав мусульман в Крыму
Следующая Оккупанты решили наказать татар, возложивших цветы 18 мая

Нет комментариев

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.