Дискредитация Меджлиса и пропаганда идеи «русского Крыма»: как полуостров фигурирует в исследовании журналиста The New York Times


Социальная сеть Facebook удалила сеть аккаунтов, которые, по словам представителей компании , были связаны с российской разведкой. Об этом 12 февраля сообщили менеджеры американской интернет-компании. На удаленных страницах продвигались «прокремлевские нарративы» в отношении войны в Украине и социально-политической ситуации в других странах постсоветского пространства. В публикуемых текстах регулярно затрагивалась в том числе и тема Крыма. Подробности читайте в нашем материале.

Обозреватель авторитетной американской газеты The New York Times Бен Ниммо исследовал некоторые из удаленных аккаунтов. Как выяснилось, часть из них «работало» по крымской повестке, а пользователь одной из страниц представлялся своим собеседникам журналистом Радио Свобода . Результаты работы Ниммо опубликовал на сайте Graphika.com.

«Эскендер Энверович, давайте перейдем к главному вопросу: кто же все-таки, по-вашему, может быть причастен к взрыву? Тем более, что его уже назвали официально терактом», – этим вопросом владелец страницы начинает якобы имевшее место интервью некоего «Тараса Павленко» с членом Меджлиса крымскотатарского народа Эскендером Бариевым . «Интервью» было взято в приложении мгновенного обмена сообщениями Facebook Messenger, его скриншоты были опубликованы, но оригинал изображения получить не удалось.

БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ: Фейкового журналиста Радио Свобода заблокировали в Facebook Фейковый журналист Радио Свобода

Речь в указанном материале шла о взрыве в херсонском офисе Меджлиса, который произошел в начале января 2016 года. Тогда, напомним, неизвестные бросили в дверь офиса боевую гранату. В результате происшествия никто не пострадал. Меджлис оценивал эти действия, как террористический акт, за которым «…стоят пророссийские силы».

«[Эта акция направлена] на дестабилизацию ситуации на юге Украины, в частности в Херсонской области», – утверждал в комментарии проекту глава Меджлиса Рефат Чубаров .

Интервью с «Эксендером Бариевым» было опубликовано на странице «Интервью с Павленко» (она администрировалась с аккаунта «Тарас Павленко», о котором говорилось выше – КР) 11 февраля 2016 года – более чем через месяц после случившего. Автор текста не скрывает, что нарочно выдал себя за журналиста Радио Свобода , поскольку был уверен, что член Меджлиса, в таком случае, не откажет ему в комментарии.

Скриншот фейкового аккаунта журналиста Радио Свобода «Тараса Павленко»

Несмотря на то, что официальная позиция Меджлиса относительно происшествия уже была выработана и опубликована, «Бариев» говорит о том, что за взрывом могут стоять представители украинских националистических сил или Ленур Ислямов – один из лидеров гражданской блокады Крыма, который «… [был одним] из тех людей, кто, по сути, участвовал в организации процесса аннексии и оккупации Крыма Россией», – указано в расшифровке «интервью», сохранившейся в вэб-архиве. После удаления страниц «Тарас Павленко» и «Интервью с Павленко» получить доступ к оригинальной публикации не представляется возможным.

Сам Бариев заявил, что не имеет отношения к указанной публикации и никогда не давал подобного интервью Радио Свобода . Он также обратил внимание на использованную в публикации лексику, которая не свойственна ему при общении с журналистами. Главной же «нестыковкой» Бариев назвал слово «крымско-татарский», которое, как видно из публикации, было написано через дефис.

«Я человек, который вырос в семье активиста национального движения, и мы еще в советские времена пытались доказать, что слово «крымскотатарский» нужно писать слитно», – сказал он.

БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ: Бариев опроверг «переписку» с фейковым журналистом Радио Свобода Активные и не очень

«Интервью с Павленко» – одна из 78 страниц, удаленных администрацией Facebook за вмешательство в политику других государств, пишет Ниммо в своем исследовании. Аккаунты, где публиковались материалы об Украине, в том числе о ситуации в Крыму, зачастую имели наибольшее количество подписчиков по сравнению со страницами, посвященными другим странам. Так, удаленная группа «Привет, Крым!» имела в своем активе около 2 тысяч пользователей. Для таких сообществ были характерны высокие показатели читаемости публикуемых материалов, которые временами достигали пятизначных чисел.

Как минимум несколько из проанализированных аккаунтов были отдельно сфокусированы на теме «возвращения» Крыма в состав России и на крымских татарах, права которых, как утверждалось в указанных пабликах, нарушались украинским правительством.

КР в YouTubeКР в FacebookКР в мобильном

Ярким примером последнего может служить аккаунт « Айше Муратов ой » , который нес «двойную смысловую нагрузку»: работа по проблемам крымских татар и критика действий украинских военных в рамках антитеррористической операции (АТО).

«Профайл с аналогичным именем зарегистрирован еще как минимум на трех сайтах», – указано в исследовании. Среди них: площадка для блогов «Конт» (cont.ws), сайте «Politforums.net» и украинском информационном ресурсе «Корреспондент.net». Во всех профайлах фигурирует одна и та же заглавная фотография, на которой изображена молодая женщина в крымскотатарском национальном костюме. С этого аккаунта было опубликовано три материала, в которых автор артикулирует один и тот же сюжет о пропаже своего мужа, воевавшего на Донбассе в составе вооруженных сил Украины.

«В 2014 году, мой любимый муж Эльдар ушел воевать на Донбасс. Он тоже, как и я, крымский татарин. Он шел воевать за родную Украину, считая это своим гражданским и моральным долгом. Последнюю весть о нем, я получила в феврале 2015 года. Он писал мне в смс-сообщениях, что все хорошо, что он жив и здоров. А после этого сообщения он пропал», – написано в статье.

Все три статьи были опубликованы в течение 8 суток, после чего онлайн-активность этого аккаунта не фиксировалась.

БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ: «Украина может потерять территории, если не усилит информационную политику»

Другим пользователем, на которого обратил внимание Бен Ниммо, является «Владислава Мельник» – один из самых активных и плодовитых аккаунтов, также продублированных на множестве агрегаторов онлайн-блогов, в том числе на украинском «Корреспондент.net».

В своих материалах «Мельник» освещает в том числе тему Крыма и крымских татар, представляя в негативном свете действия украинской власти в их отношении. Однако, подчеркивает журналист, с данного аккаунта было написано множество иных текстов. Это позволяет предположить, что информационная повестка на данных аккаунтах время от времени корректировалась.

Похожие методики, судя по всему, использовались при управлении аккаунтом « John McW rice » , который представлялся жителем шотландского Глазго и, кроме сети Facebook, публиковался на множестве англоязычных информационных ресурсов, в частности на сайте «russia-insider.com», известному своей поддержкой прокремлевских взглядов в отношении войны в Сирии. Там он часто публиковал «авторские» материалы, которые до этого уже были опубликованы под другим именем на других платформах.

В своем профайле на платформе «Medium» (на момент публикации аккаунт уже был удален – ред.) «McWrice» также публиковал статьи, критикующие Украину, крымских татар и, в особенности, Меджлис – представительный орган коренного народа полуострова.

БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ: Обнародованы примеры российской дезинформации о выборах в Раду

Предыдущая Эксперт ВОЗ: коронавирусом могут заразиться две трети человечества
Следующая У берегов Ялты поднимают затонувшую яхту

Нет комментариев

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *