«Это преступление»: российский призыв в Крыму и суды над «уклонистами»


Только в августе 2019 года в аннексированном Крыму возбудили пять новых уголовных дел в отношении крымчан за уклонение от службы в Вооруженных силах России. Об этом сообщила Крымская правозащитная группа в мониторинговом обзоре ситуации с правами человека в Крыму.

Украина требует от России прекратить призыв в свою армию жителей аннексированного Крыма, ссылаясь на положения Женевской конвенции в части правил обращения с населением на оккупированных территориях. Прокуратура Автономной Республики Крым просит крымчан обращаться по телефону или электронной почте в случае получения повесток для прохождения службы в российской армии.

Член Крымской правозащитной группы Александр Седов отмечает, что, по их данным, приговоров против крымских «уклонистов» уже больше.

– Этой осенью начинается уже восьмая волна призыва в российскую армию. За предыдущие кампании, по нашим данным, было призвано 18 900 человек. Пока военкомы не озвучили новые цифры, но ожидается порядка 3,5 тысяч. По данным на 30 сентября, есть информация о 79 уголовных делах, возбужденных против крымчан за отказ служить в Вооруженных силах России. Из них по 72-м уже вынесены приговоры, шесть находятся на рассмотрении, по одному дело в суд так и не передано. Сегодня будет рассмотрение по четырем делам: три в Севастополе, одно в Кировском районе. Информацию публикуют так называемые суды Крыма, мы ищем по статье 328 Уголовного кодекса России (уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы – КР). Заранее выносят, когда будет рассмотрение, и если суд уже закончился, появляется информация о вынесенном приговоре… Но реальная цифра может быть гораздо больше.

Александр Седов

Александр Седов поясняет, что многие приговоры не публикуются, а многие пострадавшие отказываются сообщать о преследованиях и не готовы общаться ни с журналистами, ни с правозащитниками.

Прокурор прокуратуры АРК Игорь Корженко подтверждает наличие около 70 уголовных дел против тех, кто уклоняется от службы в российской армии в Крыму.

– С 2015 года есть уже 67 решений судов, еще шесть находятся на рассмотрении. За этот год у нас 17 решений и 20 уголовных дел. Решения разные: как штраф, так и исправительные работы, арест. Мы ведем мониторинг, допрашиваем людей, которые находятся на материковой части Украины, которым отправляли повестки, которых вызывали. Получаем сами копии повесток, таким способом собираем доказательства. Мы сейчас расследуем уголовное производство по части 1 статьи 438 – это нарушение правил ведения войны, на данный момент собрано более 12 томов материалов уголовного производства. Думаю, в скором времени будет приниматься решение в отношении людей, которые призывают крымчан.

Российский военный комиссар Крыма Олег Ермилов на пресс-конференции по итогам весенней кампании 2019 года признал проблему так называемых уклонистов:

«За эти годы у нас было возбуждено 15 уголовных дел и порядка 250 административных. Я статистику за другие субъекты не веду, но я считаю, что эта цифра значительная – порядка 300 человек, получается».

Александр Седов рассуждает, почему данные военного комиссара настолько отличаются от статистики российских судов в Крыму, и приводит необычный прецедент.

– Да, 15 уголовных дел было возбуждено в конце 2016 года, то есть он не стал показывать цифры за 2017-2018 годы. Каждый месяц пять-шесть новых дел возбуждают в отношении крымчан. Эти дела практически однотипные, приговоры отличаются только датами и фамилиями, возможно, суммами штрафов. Суть в том, что человек получил повестку, но не явился или на медицинскую комиссию, или уже на момент непосредственно призыва. Было интересное дело в отношении жителя Нижнегорского района, крымского татарина, за уклонение от прохождения альтернативной службы. Ему полагалось общежитие в Нижнем Новгороде – по закону – но вместо этого дали пансионат. Он возмутился, вернулся и подал жалобу в военкомат. В итоге уголовное дело возбудили против него, за уклонение от службы, и назначили срок 240 часов (исправительных работ – КР).

КР в YouTubeКР в FacebookКР в мобильном

По данным Александра Седова, в подавляющем большинстве случаев такие дела заканчиваются штрафами: минимальный зафиксированный размер составляет 5 тысяч рублей (1855 гривен – КР), максимальный – 80 тысяч рублей (29670 гривен – КР).

– Сейчас в основном назначают 20-25 тысяч (7420-9270 гривен – КР), а 5 тысяч – это если человек во всем признается и готов сразу же идти в армию после приговора. Максимальный предусмотренный штраф – 200 тысяч рублей (74180 гривен – КР). Как только человек уплатил – у него год судимости, после которой он идет служить. Есть несколько вариантов, когда люди не хотят себе судимость, договариваются, и это выглядит, как судебный штраф. Сразу после выплаты они идут служить. Приговор официально значится как закрытие уголовного дела… Многих сейчас ограничивают в устройстве на работу, если они не стоят на учете в военкомате. Соответственно, при получении повестки им остается или подвергаться уголовному преследованию, или идти служить в армию. Говорить о том, что желающих много, я бы не стал. В основном люди просто не хотят подвергаться преследованию.

По словам правозащитника, уберечь крымских юношей от повестки может только отсутствие российского паспорта, а не становиться на учет в военкомате могут лишь удаленные работники или частные предприниматели. Вместо срочной службы призывник имеет право потребовать у военкомата пройти альтернативную службу на «гражданке», если по убеждениям он не может держать в руках оружие – по российским законам достаточно просто заявить об этом. Также Александр Седов рекомендует, если повестка уже вручена, внимательно ознакомиться со списком медицинских противопоказаний к службе в российской армии и собрать максимум справок.

Российский юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Горбачев рассказывает, на что жалуются крымские призывники.

– Жалобы поступают, и они довольно типичны. Это проблемы со здоровьем, это реализация права на отказ от военной службы по убеждениям и соображениям совести, на альтернативную службу. Несколько дел сейчас связаны как раз с этим: когда ребята пытаются добиться этого права с разной степенью успешности. В принципе, каких-то экстраординарных или особых отличий от общей массы обращений нет. Как и в других субъектах Российской Федерации, у врачей при слове «военкомат» создается впечатление, что молодой человек все здоровее и здоровее, причем здоровеет прямо на глазах. Есть преуменьшение имеющихся диагнозов. Я не могу сказать, что жалоб от крымчан много – мы территориально далеко находимся. По альтернативной службе сейчас три обращения находятся в работе, по здоровью – тоже несколько.

Александр Седов подчеркивает, что с точки зрения международного гуманитарного права приговоры в отношении крымчан, уклоняющихся от службы в российской армии, и сам факт призыва являются незаконными.

– Офис прокурора Международного уголовного суда рассматривает ситуацию в Крыму как продолжающийся международный конфликт и как оккупацию части Украины. Все действия по призыву и преследованию лиц в Крыму, которые отказываются служить, подпадают под юрисдикцию Международного уголовного суда. Он рассматривает это в рамках Римского статута и Женевской конвенции, международного гуманитарного права. Эти документы запрещают проведение призыва на оккупированной территории в армию страны-оккупанта. Сейчас, по нашей информации, они приняли это к сведению, а сам факт призыва считают одним из наиболее доказанных. Они не сомневаются, что это преступление имеет место. Сейчас происходит процесс сбора доказательств по другим военным преступлениям – мы ожидаем, что начнется производство, начнется процесс преследования лиц, виновных в этих преступлениях.

(Текст подготовил Владислав Ленцев)

Предыдущая «Это преступление»: российский призыв в Крыму и суды над «уклонистами»
Следующая Ялтинское «дело Хизб ут-Тахрир»: свидетель обвинения не знает, как выглядит место «преступления» – адвокат

Нет комментариев

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.