Фикрет Смайлов: «Постоянно чувствовал себя изгоем среди «равных» национальностей»


18-20 мая 1944 года в ходе спецоперации НКВД-НКГБ из Крыма в Среднюю Азию, Сибирь и Урал были депортированы все крымские татары (по официальным данным – 194 111 человек). В 2004-2011 годах Специальная комиссия Курултая проводила общенародную акцию «Унутма» («Помни»), во время которой собрала около 950 воспоминаний очевидцев депортации. публикуют свидетельства из этих архивов.

Я, Фикрет Смайлов , крымский татарин, родился 24 февраля 1940 года в деревне Саурчи Ичкинского района (с 1945 года Заветное Советского района – КР) Крымской АССР.

В период Второй мировой войны я и вся моя семья – родители, братья, сестра – жили в деревне Байрач (ныне исчезнувшее село в Кировском районе – КР), оккупированной немцами и их союзниками – румынами, и почувствовали себя в полной мере униженными и бесправными.

Справка о факте насильственного перемещения семьи Смайловых в Германию и последующей депортации в Узбекистан

В это время на территории, где мы проживали, активизировали свои действия партизанские отряды, которые поддерживались мирными жителями большинства сел и деревень. В связи с этим всех жителей деревни оккупанты выселили в другие места, а часть жителей угнали в Германию, в том числе и мою семью (о чем свидетельствует архивная справка). В Германии мы находились с февраля 1943 года в концлагере у деревни Деликсен.

В декабре 1945 года по репатриации из Германии вместе с семьей мы насильственно были высланы в Среднюю Азию, где уже с 18 мая 1944 года находился весь крымскотатарский народ. При передаче из зоны оккупации союзных войск нас уверяли и в открытой форме лгали, что мы едем к себе на родину, в Крым.

В телячьих вагонах более трех месяцев через всю территорию СССР нас привезли в город Ташкент, а оттуда на спецпоселение по месту постоянного жительства – в город Бухару.

Когда нас везли в телячьих вагонах, по дороге было несколько случаев смерти стариков и больных, которых даже не дали похоронить: тела их оставляли в чистом поле у железнодорожного полотна. В пути отсутствовали элементарные санитарные условия, не говоря о медицинской помощи, а питание и вода вовсе не отвечали гигиеническим требованиям. Люди были представлены сами себе, и выживали более крепкие.

В Бухаре нас поселили в районе шелкомотальной фабрики, где уже с 1944 года жили наши земляки – крымские татары. Приближалась зима, а здание, где нас поселили, было без окон и дверей, с потолка постоянно сыпался песок, крыша протекала, об электричестве не было и речи. Воду носили с колодцев, дом обогревали кизяками. Наше жилье находилось на окраине Бухары, и ночами шакалы подходили прямо к домам. Были случаи их нападения на людей и домашних животных.

Родители, отец и мать сразу же на следующий день вышли на работу на шелкомотальную фабрику. Двое сестер были направлены в ФЗУ при той же фабрике. Так как заводу постоянно не хватало рабочих рук, а местное население не очень охотно шло на эту вредную и низкооплачиваемую работу, рабочие работали в 3 смены. Любые прогулы и невыполненные нормы выработки строго наказывались как администрацией фабрики, так и спецкомендатурой. Без разрешения коменданта ни один спецпоселенец не мог сменить место работы или жилья. Контролировалась вся личная жизнь и каждый шаг. Коменданты в одном лице были и судьями, и Богом, творили беззаконие над своим контингентом.

Чтобы навсегда уничтожить память народа, в паспортах в графе «национальность» исчезла запись «крымский татарин», а мы стали без рода «татарами».

Свидетельство о рождении Фикрета Смайлова

Это равносильно тому, что в графе «национальность» всем полякам, белорусам, русским, украинцам и другим народам писали бы национальность «славяне».

Когда вспоминаешь эпизоды той нашей «жизни», кровью обливается душа и начинаются кошмары в голове. Вся наша семья переболела малярией и кишечными болезнями из-за отсутствия нормальной пищи, воды и медицинского обслуживания, лекарственных средств.

С 1958 года по 1963 год я учился в Самаркандском сельскохозяйственном институте и по его окончании был направлен на работу в Бухару.

Постоянно чувствовал себя «благодаря» усилиям официальной власти и спецорганов изгоем среди «равных» национальностей.

(Воспоминание от 12 октября 2009 года)

К публикации подготовил Эльведин Чубаров , крымский историк, заместитель председателя Специальной комиссии Курултая по изучению геноцида крымскотатарского народа и преодолению его последствий

Предыдущая Крым.Реалии Daily: «Съедобного нет»
Следующая Фикрет Смайлов: «Постоянно чувствовал себя изгоем среди «равных» национальностей»

Нет комментариев

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *