Утром 7 мая 2015 года, по пути на работу, недалеко от дома, автомобиль Мустафы Дегерменджи заблокировали вооруженные люди. Его мама Алие была в машине и помнит то утро до мельчайших подробностей.
«Выскакивает восемь человек, вооруженных и в черных масках, с наручниками, автоматами. Вытаскивают моего сына из машины. Я выбежала. Кричу: «Что вы делаете?». Они его били по коленям палкой, прикладывали его лицом к капоту, начали обыскивать», – рассказывала Алие Дегерменджи в одном из интервью вскоре после ареста.
Тот день изменил жизнь семьи Дегерменджи. Всегда спокойный, сдержанный и далекий от политики Мустафа стал одним из фигурантов резонансного «дела 26 февраля». Мустафу и еще нескольких крымских татар обвинили в участии в якобы массовых беспорядках под стенами Верховной Рады Крыма 26 февраля 2014 года.
В тот день десятки тысяч крымских татар и украинцев вышли на митинг в поддержку территориальной целостности Украины. Были среди них и Мустафа Дегерменджи с отцом Бекиром . Отцу, страдающему астмой, стало плохо, и Мустафа еле сумел его вывести из толпы до начала давки.
Бекир Дегерменджи
Отец позже рассказывал, что после ареста Мустафу склоняли к сотрудничеству:
«Сначала предлагали, чтоб он дал показания против кого-то, потом пошли на другое – чтобы признал вину. Во-первых, я не согласен с этим. О какой вине может идти речь, если его вины нет? Участие в митинге я не считаю виной, и сын мой так считает».
Мустафа Дегерменджи родился в 1989 году в Судаке. Мать рассказывает, что он очень рано научился читать и писать. А когда ему было всего четыре – мечтал стать главой сельсовета.
«Он всегда говорил, я буду самым главным тут и, конечно, мы всегда над ним смеялись, Он говорил, что отец у него будет водителем, а я буду мыть полы. Когда я спрашивала, почему именно мыть полы, он говорил, что у меня это очень хорошо получается», – вспоминаем женщина.
Алие Дегерменджи
Мустафа хорошо учился в школе. За успехи в учебе в третьем классе его пригласили в Киев на президентскую елку. Денег в тот момент в семье практически не было, и средства на поездку пришлось взять взаймы у друзей. Из 13 гривен, выделенных ему на карманные расходы, 11 гривен он привез обратно – дома они были нужнее. После школы отучился на менеджера гостинично-туристического бизнеса и работал торговым представителем.
Мустафа Дегерменджи
После двух лет в СИЗО Мустафу перевели под домашний арест – браслет на ноге фиксирует все его действия, разрешенный периметр передвижения охватывает даже не весь двор, запрещено говорить по телефону, пользоваться интернетом и принимать большое количество гостей. Но все же дома.
«Всем настоящим людям огромный привет из Крыма. Всем, кто поддерживал, кто приветы передавал, все мы видели, и очень это сильно нам помогало», – говорил он в первый вечер дома, когда поприветствовать его во дворе семьи Дегерменджи собралось большое количество людей со всего Крыма.
Этот день стал для семьи настоящим праздником, и они были уверены, что все беды уже позади. Но через полгода по надуманному делу арестовали главу семейства Бекира Дегерменджи и обвинили в вымогательстве. Семья и адвокаты уверены, что арест связан с его активной позицией и выступлениями в СМИ и международных организациях с целью защитить и освободить своего сына.
Два года в СИЗО, сотни судебных заседаний, больше года под домашним арестом и в итоге приговор – 4,5 года условно.
С момента оглашения приговора прошло уже несколько месяцев, но апелляция не рассмотрена и приговор не вступил в силу, поэтому Мустафа все еще не может выйти из дома и увидеть отца хотя бы в зале суда.
Нет комментариев