Крымская неделя: «первые на свободе» и зимний туризм


Какими были главные события уходящей недели? Что больше всего потрясло жителей Крыма? Радио выделило несколько резонансных тем в информационном поле полуострова.

На полуострове анонсировали создание газеты и телепередачи «для популяризации украинского языка». Реализацией этих проектов займутся подконтрольные России крымские власти и пророссийская общественная организация «Украинская община Крыма».

В аннексированном Крыму украинский язык, наряду с российским и крымскотатарским, считается государственным. Однако за шесть лет украинские правозащитники и международные организации зафиксировали отсутствие возможности получения образования на украинском и крымскотатарском в Крыму, а также множество случаев преследования проукраински настроенных крымчан российскими властями.

Украинская активистка из Ялты Лариса Китайская , которую в аннексированном Крыму судили за «возбуждение ненависти либо вражды» из-за якобы «распространения в интернете русофобских идей», утверждает, что российские власти полуострова притесняют украинский язык.

– В Ялте раньше была украинская школа, а теперь ее нет. Получается, дети учат язык факультативно. До 2014 года в городе праздновали День украинской письменности, проводили диктант национального единства. После аннексии, даже когда я уже находилась под арестом, мы с друзьями собирались у меня и писали этот диктант. Притеснение украинского языка в Крыму сейчас можно видеть во всем. Если ты общаешься на украинском, одни люди смеются, другие смотрят волком, особенно приезжие из России. В суде мне отказали в предоставлении переводчика с русского языка на украинский, чем нарушили мое право из статьи 74 Женевской конвенции. Причем, судья и адвокат понимали по-украински, а прокурор был из Дагестана. Он каждый раз после моих показаний требовал перевести. В Крыму я имела доступ к украиноязычному контенту в интернете, слушала Радио , Рад i о Свобода .

Глава общественной организации «Украинская община Крыма» Анастасия Гридчина в интервью ТАСС посетовала на то, что украинский язык якобы вызывает у крымчан негативные ассоциации:

«Переломить неприязнь к украинскому языку очень тяжело. Мы сейчас постепенно стараемся привить любовь к нему, показать, что он не навязывается, что можно слушать и петь песни, потому что он очень мелодичный, можно читать наш интернет-ресурс «Переяславская Рада 2.0», который вещает и на украинском, и на русском языках. Мы видим интерес, видим статистику нашего сайта: у нас второе рождение украинского языка в Крыму происходит – его начинают любить, сохранять и оберегать».

Давать комментарии на Радио по поводу планов на производство украинского контента Анастасия Гридчина категорически отказалась.

Украинский журналист, медиаэксперт, автор книги «Пресс-машина: как Россия уничтожала свободу слова в Крыму» Юрий Луканов видит другие цели у сайта «Переяславская Рада 2.0».

– Сайт так называется, потому что Путин хочет подчеркнуть, что украинцы и россияне якобы один народ, наряду с белорусами. У него идея-фикс – возродить империю на основе трех этих народов, как пропагандировали еще в Советском Союзе. Очевидно, сайт делают плохо, но это могло бы быть и не так, учитывая, сколько денег россияне вкладывают в пропаганду. Но в любом случае я не сомневаюсь, что такие СМИ будут пропагандировать исключительно российский шовинизм, неполноценность украинцев, рассказывать, что в Украине внутренний конфликт, а не агрессия России, что аннексия Крыма состоялась как «восстановление исторической справедливости». Так что стилистика значения не имеет, главное – содержание. Причем, такой дискурс доминировал в Крыму и до аннексии. Ни один сознательный украинец, который знает историю, на это не поведется.

Крымский политолог, доцент Таврического национального университета имени Вернадского Евгения Горюнова называет три причины для создания в Крыму нового пророссийского контента на украинском языке.

– Во-первых, Россию в последнее время неоднократно обвиняли на различных международных платформах в том, что она дискриминирует украинский язык в Крыму. Это и есть ее ответ коллективному Западу: мол, посмотрите, мы развиваем, открываем украиноязычную газету. Во-вторых, они пытаются показать, что все украинцы в Крыму якобы счастливы, что нет никакого конфликта и притеснений. Думаю, что на новых ресурсах та же Гридчина будет рассказывать, что никаких проблем нет. Все это на фоне притеснений свободы слова, того, что крымчане не могут вывесить украинский флаг у себя на доме без угрозы тюремного срока. Третья составляющая заключается в том, что через эти ресурсы они будут также дискредитировать ситуацию в Украине: якобы в конфликте виноваты только «постмайданные власти».

Первые на свободе

Первые осужденные в Крыму по «делу Хизб ут-Тахрир» Рустем Ваитов и Нури Примов вышли на свободу по истечении срока заключения. В сентябре 2016 года они были приговорены к пяти годам колонии общего режима каждый. После выхода на свободу Ваитову и Примову назначен дополнительный административный надзор в течение восьми лет.

Нури Примов после освобождения поблагодарил крымчан за поддержку:

«Вины своей я за весь период так и не признал. Считаю, что был осужден несправедливо. Чувствую себя прекрасно. Спасибо всем, кто в своих молитвах не забывал о нас – мы всегда это чувствовали, мы всегда это знали. Очень хочу увидеть своих родных, очень скучал по ним. Это испытание закончилось, началось другое. Хочу пожелать всем быть стойкими и терпеливыми – Аллах любит терпеливых – и красивого терпения».

Крымская правозащитница Лутфие Зудиева рассказала , как прошла встреча освобожденных крымчан.

– Встречать Нури и Рустема из Крыма выехала группа активистов и адвокатов: 22 января Рустема встречали в Кургане, а Нури – в Марий Эл. К сожалению, снять встречу и выход из колонии администрация запретила. В Марий Эл присутствовали сотрудники полиции и ФСБ, даже представители телеканала «Россия», которые, очевидно, снимали сюжет пропагандистского характера. Рустема доставили в больницу, потому что у него есть жалобы на сильные головные боли. Вчера ему сделали МРТ, ждем результатов. Нури чувствует себя лучше, глобальных жалоб у него нет. Сейчас они встретились и сегодня в 15:55 по крымскому времени уже должны быть на полуострове. В народе сейчас смешанные чувства: с одной стороны, огромная радость, что есть первые освобождения по этой серьезной статье, с другой стороны, это омрачается осознанием того, что люди пять лет провели в тюрьме ни за что.

Крымский адвокат Лиля Гемеджи объясняет, что предусматривает восьмилетний административный надзор для освободившихся крымчан.

– По сути, это второй срок для Нури и для Рустема. Он подразумевает ряд ограничений, и они касаются нахождения обоих освобожденных в определенном месте, по месту регистрации или проживания, запретов на определенные действия. Запрет покидать Симферопольский район, Крым, запрет на посещение публичных мероприятий. То есть, без ведома полиции человек не может никуда двинуться. Это будет существенно влиять на жизни Нури и Рустема. У последнего дочь – инвалид детства, которую необходимо постоянно возить по медицинским клиникам. Они находятся за пределами Симферопольского района. Это патовая ситуация: ребенку плохо, надо отвезти ее в больницу, но сперва необходимо получить разрешение сотрудников МВД. Мы можем сейчас только подавать ходатайство на изменение места проживания и регистрации.

Лиля Гемеджи выражает надежду на то, что российские законы относительно «Хизб ут-Тахрир» в конечном итоге удастся смягчить.

Крымские «дела Хизб ут-Тахрир»

Представители международной исламской политической организации «Хизб ут-Тахрир» называют своей миссией объединение всех мусульманских стран в исламском халифате, но они отвергают террористические методы достижения этого и говорят, что подвергаются несправедливому преследованию в России и в оккупированном ею в 2014 году Крыму. Верховный суд России запретил «Хизб ут-Тахрир» в 2003 году, включив в список объединений, названных «террористическими».

Защитники арестованных и осужденных по «делу Хизб ут-Тахрир» крымчан считают их преследование мотивированным по религиозному признаку. Адвокаты отмечают, что преследуемые по этому делу российскими правоохранительными органами – преимущественно крымские татары, а также украинцы, русские, таджики, азербайджанцы и крымчане другого этнического происхождения, исповедующие ислам. Международное право запрещает вводить на оккупированной территории законодательство оккупирующего государства.

Зимний туризм

Туристическая сфера в Крыму оказалась недостаточно подготовленной к новогоднему потоку туристов из России, – об этом пишет издание «Комсомольская правда – Крым» в статье под названием «Мы к вам приехали – и что?»: Курорты Крыма не вышли из спячки ради новогодних каникул».

В этом материале директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе выразила мнение, что на полуострове на эти новогодние праздники был представлен «недостаточно яркий событийный ряд» для туристов. Между тем, по данным российского Министерства курортов и туризма Крыма, туристический поток в Крым на новогодние праздники составил почти 210 тысяч человек. В ведомстве подсчитали, что больше всего туристов в период новогодних праздников отдохнуло на Южном берегу Крыма – 73%.

Председатель общественной организации «Курортный Крым», создатель сайта kurortexpert.com Александр Бурдонов утверждает, что зимний туризм на полуострове изначально был локализован на Южном берегу.

– Новогодние праздники как короткий высокий сезон появились в Крыму в 1999 году. После дефолта 1998-го туристы, которые до этого уезжали зимой в теплые страны, ввиду падения платежеспособности, приехали на полуостров. Так и закрепилось. За эти годы отдыхающие ездили в основном на Южный берег Крыма, в Ялту. Ничего нового в этом плане не будет, поскольку есть ряд объективных параметров, из-за которых некому развивать и раскручивать зимний туризм в других городах. Те же Судак, Коктебель, Симеиз, Алупка не будут открывать большое количество объектов инфраструктуры – по две кафешки работают зимой, и все. Отельеры не будут на неделю собирать и запускать персонал, потому что это просто невыгодно. Соответственно, большого трафика ждать не приходится. А недовольные всегда будут, 100% положительных отзывов мы никогда не получим.

Российский министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко в интервью «РИА Новости» летом 2019 года заявил, что его ведомство все еще работает над проработкой вопроса об открытии горнолыжного курорта на полуострове:

«Министерство объявило тендер на проведение работ по определению климатической и географической возможности создания на северных склонах горы Чатыр-Даг или Ай-Петри горнолыжного курорта. Официальных исследований на эту тему ни разу не проводились. Все, что было до этого, – разговоры. Это достаточно рентабельный для инвесторов вид бизнеса, который даст дополнительный толчок развитию Крыма как круглогодичного курорта. Крым готов пойти на серьезные затраты по созданию всей сопутствующей инфраструктуры, необходимой для создания горнолыжного курорта. Но перед тем, как это делать, нужно понять, есть ли в этом смысл. К проведению исследования будет привлечена авторитетная компания с большим опытом как внутри страны, так и за ее пределами. Точка в вопросе, стоит ли строить горнолыжный курорт, будет поставлена в следующем году».

Специалист по региональному развитию, бывший начальник управления Министерства курортов и туризма Автономной Республики Крым Игорь Кобеля убежден, что России экономически невыгодно открывать горнолыжный курорт на полуострове.

– Вообще, любые действия для того, чтобы сделать курорт круглогодичным, это плюс менеджеру дестинации. Вопрос о горнолыжном курорте в Крыму стоял и при Украине, о нем всегда будут разговаривать. Но дело в том, что тут имеют значение чисто экономические категории. Мы же находимся не в условиях плановой экономики, чтобы государство могло строить такие курорты, в том числе когда речь о России. Здесь при подсчетах, насколько хорош конкретный город для открытия горнолыжного курорта, инвестиции обычно никогда не окупаются. Мне кажется, разговоры будут, какие-то экспертизы скажут, что можно, интересно и так далее, но к результату это не приведет. Есть граничная норма туристов, которая может покрывать затраты. На сегодня она зимой в Крыму не соблюдается, и это невозможно.

Мидии под угрозой

В Крыму фиксируют резкое сокращение популяции дикой мидии. В прошлом году российское Министерство сельского хозяйства Крыма объяснило проблему промышленным выловом моллюска, который рекордно превысил норму. В итоге аквафермы столкнулись с тем, что им не хватает диких личинок для искусственного разведения мидий.

В 2018 году российские власти разрешили промышленный вылов мидии у берегов Севастополя и Крыма. Всего за 2018 год крымские рыбаки, по данным местного Минсельхоза, добыли 14 тонн диких мидий. Позднее российское издание РБК со ссылкой на подконтрольный Кремлю Минсельхоз Крыма писало, что только за первое полугодие 2019-го в Крыму было выловлено 16,4 тонны диких мидий – больше, чем за весь 2018-й. По данным Росрыболовства, в прошлом году промысловый запас диких мидий в Черном море находился на уровне 4100 тонн, из них добыть разрешалось 410 тонн.

Судя по российским статистическим данным, вылов диких мидий в Черном море намного меньше, чем дает их искусственное разведение на фермах. Так, в первом полугодии 2019 года крымские аквафермы увеличили производство почти в два раза: до 446 тонн, по сравнению с 227 тоннами за аналогичный период 2018 года. При этом в Керчи на время строительства моста эту деятельность запретили, и теперь мидии сюда приходится везти из других городов. Эксперт по созданию мидийного хозяйства Виктор Крючков в интервью телеканалу «Крым 24» сообщил, что объем выращиваемых мидий в итоге уменьшился более чем в два раза:

«По нашим данным, сейчас выращивают порядка 300-400 тонн суммарно по Крыму в год, то есть это еще небольшие объемы. «Керчьмоллюск» у нас ежегодно выращивал 1000 тонн, а 10-15 хозяйств дают всего лишь 300-400 тонн. Этого мало».

Владелец устричной фермы в поселке Кацивели Сергей Кулик рассказал об особенностях разведения устриц и мидий в Черном море.

– Я занимаюсь выращиванием на подвесной системе в открытом море с 2005 года. У черноморской мидии нерест два раза в год, весной и осенью. Природой заложено так, что только четыре месяца в году раковина наполняется мясом до 65-80%. У новозеландской мидии наполняемость 85-90%, поэтому ее замораживают, привозят и продают здесь. Черноморская мидия сама по себе не может быть конкурентоспособной в замороженном виде. Я считаю, что ее нужно есть, как в Европе: там, где море, должны быть живые, свежие морепродукты. Когда вы выращиваете яблоки или груши, то у вас есть более или менее удачные годы. Здесь тоже есть риск не получить планируемые объемы. Единственное, что у нас негативно влияет на мидии, – это аномальная жара. Если температура воды достигает 30 градусов, они «сгорают». За последние 15 лет я не испытывал особых проблем, и только в моем кафе уходит по 30-40 тонн морепродуктов.

Глава Федерации работодателей и предпринимателей рыбохозяйственной отрасли Украины Василий Коротецкий утверждает, что главную угрозу для мидий представляет все же не человек, а рапаны.

– В 1999-2001 годах я был директором рыбоперерабатывающего завода в Евпатории и стоял у истоков создания производства по переработке черноморских мидий. Мы даже поднимали утонувшие советские коллекторы по Южному берегу Крыма. Производили консервы – у нас было порядка 6-7 мидий в различных соусах и заливках. С тех пор я постоянно отслеживаю ситуацию по морским моллюскам. На популяцию мидий влияет как антропогенное воздействие, то есть деятельность человека, так и факторы изменения климата на планете, загрязнение и так далее. Основная проблема, на мой взгляд, – это черноморская рапана, которая является хищником для мидий и уничтожает достаточно большие популяции. Исследование одесского института выявило в последние годы существенное увеличение численности черноморской рапаны у берегов материковой Украины – думаю, это же актуально и для Крыма.

Предыдущая Пес по имени Колбаса – звезда грузинских соцсетей (видео)
Следующая Крымская неделя: «первые на свободе» и зимний туризм

Нет комментариев

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.