Лукашенко или Путин: кто кого подставил с боевиками «Вагнера» в Беларуси?


На этой неделе Беларусь будет выбирать президента. Нынешний ее глава Александр Лукашенко планирует переизбраться в шестой раз и, очевидно, это самые сложные для него выборы. Может ли Беларусь стать для России второй Украиной? Что делают в Беларуси боевики частной военной компании «Вагнера»? Договорятся ли Путин и Лукашенко? Какой будет Беларусь после выборов? Об этом ‒ в материале журналистов специального проекта Радіо Свобода «Донбасс.Реалии».

Белорусские государственные СМИ сообщили, что 33 россиян задержали в санатории под Минском. По сообщению, они якобы планировали беспорядки и даже теракты накануне президентских выборов в Беларуси.

«При себе у каждого ‒ по ручной клади и на всех ‒ три больших тяжелых чемодана. Приезжие ведут себя тихо и по-армейски дисциплинированно. Даже в мессенджерах все четко и по пунктам», ‒ говорится на белорусском телеканале.

Задержание боевиков «Вагнера»

‒ Это абсолютно точно установлено, что это компания «Вагнера»? ‒ спрашивает президент Беларуси Александр Лукашенко силовиков.

‒ Да, ‒ отвечают те.

‒ Частная военная компания?

‒ Да.

Практически сразу белорусские медиа опубликовали список задержанных. Часть россиян ‒ уже фигурировали в расследованиях журналистов как боевики частной военной компании «Вагнера».

По данным издания «Новая газета», по меньшей мере трое мужчин, которых задержали в Минске, воевали на Донбассе

«Мы не знаем, кем они были на момент задержания. То есть они могли, например, отслужить контракт в «Вагнере», а затем перейти в другую организацию. Но то, что они ранее воевали в группе «Вагнера», это точно», ‒ отмечает основатель Conflict Intelligence Team Руслан Левиев.

С единственным из задержанных не в санатории под Минском, а на юге страны ‒ Андреем Бакуновичем ‒ «Донбасс.Реалии» даже пытались пообщаться два года назад.

Переписка Андрея Бакуновича с журналистами Радiо Свобода

Его фамилия была в написанном от руки рапорте о награждении боевиков российским «Орденом мужества» за «Дебальцевскую операцию» в феврале 2015 года. Но в переписке с «Донбасс.Реалии» Бакунович все отрицал. И сразу же удалил свой профиль из соцсетей. Его родственники тогда тоже оказались немногословны: «Информация засекречена, он ‒ военный».

«Это 42-летний Андрей Бакунович, имеющий двойное гражданство ‒ Беларуси и России. По информации его родственников, которую мы получили, он живет в стране (Беларуси ‒ ред.) уже 3-4 года и никуда не выезжал, восстанавливаясь после операции», ‒ рассказывает журналистка, соавтор книги «Белорусский Донбасс» Екатерина Андреева.

В истории с «вагнеровцами» в Беларуси накануне президентских выборов больше вопросов, чем ответов. Один из них ‒ действительно ли российские боевики собирались устраивать теракты в Беларуси?

Белорусский президент Александр Лукашенко требует от Кремля объяснений. А президент России Владимир Путин в ответ экстренно собирает Совет безопасности. По версии Москвы, для задержания нет оснований: якобы в Беларуси эта группа была проездом.

«Я смотрю на реакцию россиян, они оправдываются и говорят, что чуть ли не мы сами их сюда завезли. Ну, ясно. Надо же как-то оправдать свои грязные намерения», ‒ заявил Лукашенко.

Официальный ответ российского посла в Беларуси: группа россиян намеревалась вылететь из Минска в Стамбул 25 июля в рамках выполнения обязательств по коммерческому контракту ‒ по охране энергетической инфраструктуры и ресурсов за рубежом.

Показательно, что Турция ‒ один из главных военных противников российских наемников, как в Сирии, так и в Ливии.

Зачем же «вагнеровцам» рисковать, прокладывая маршрут через другие страны, если можно использовать российские военные самолеты?

«Если, например, наемники отправляются в Сирию для решения, скажем так, государственных задач, например, штурмовать Пальмиру или бороться с противниками Асада, тогда, наверное, Минобороны предоставит самолеты ‒ заберет откуда угодно и привезет куда угодно. Здесь же мы имеем дело, скорее всего, с тем, что они следовали, например, в Судан. Где нет прямых государственных интересов России, но есть коммерческие личные интересы Пригожина. В частности, по расследованию The Bell мы знаем, что в Судане есть компания Пригожина, занимающаяся добычей золота», ‒ отмечает Руслан Левиев.

Руслан Левиев

Косвенное свидетельство этой версии ‒ суданские деньги и даже сим-карта, которые пролетели на кадрах белорусского сюжета об облаве на «вагнеровцев». Еще у каждого из задержанных при себе были заграничные паспорта. А россиянам для посещения союзной Беларуси достаточно лишь внутреннего документа.

‒ «А вы в курсе, что мы из России? ‒ возмущались российские боевики при задержании.

‒ А вы в курсе, что вы на территории Беларуси?» ‒ отвечали белорусские силовики.

«Вряд ли у Путина сейчас есть основания для таких резких и необдуманных действий в отношении Беларуси. Я думаю, что он рассчитывает оставить Беларусь в сфере своих геополитических интересов, может, даже увеличить влияние на Беларусь, контроль над Беларусью мягкими и безболезненными методами», ‒ считает белорусский журналист ресурса «Белсат» Игорь Илляш .

«Чтобы они, как Путин говорит, пургу не гнали! Если виноваты, надо из этой ситуации выходить достойно, не виноваты ‒ хорошо. У нас нет никаких целей опорочить близкую нам страну», ‒ отметил Лукашенко.

Александр Лукашенко

Зачем же Лукашенко обвинил «вагнеровцев» в попытке вмешаться в белорусские выборы? Ситуация за неделю до дня голосования в Беларуси напряженная ‒ несколько соперников в предвыборной гонке действующего президента арестованы. Жена одного из них ‒ Светлана Тихановская ‒ собирает многотысячные митинги. И на этот раз в честной победе, казалось бы, вечного «бацьки» аналитики сомневаются.

«То, что Центральная избирательная комиссия объявит о победе Лукашенко ‒ вероятность 99%. Вопрос только: сколько Лукашенко наберет в реальности. Потому что если не с 1994 года, то по меньшей мере с 2001-го впервые ситуация такова, что Лукашенко может немного не добрать до 50%. И вот как раз сколько это «немного» ‒ является ключевым для устойчивости системы. Вопрос не в легитимности власти с точки зрения населения, а вопрос в легитимности власти с точки зрения представителей самой власти, самих белорусских элит. В тоталитарной системе это катастрофа, потому что слепого выполнения приказов уже не будет», ‒ убежден эксперт украинского Института будущего Игар Тышкевич .

Игар Тышкевич

На этот раз Лукашенко построил свою предвыборную кампанию в том числе и на публичной критике Кремля. И задержание «вагнеровцев» ‒ логично вписывается в его антироссийскую тактику.

«Александр Лукашенко пытается показать этим действием, что если он не останется президентом Беларуси, то с этой страной будет примерно так же, как с Украиной. То есть Майдан, революция, Россия со своими наемниками и сепаратистами, аннексия, разруха, нищета и так далее», ‒ отмечает Руслан Левиев.

Президентские выборы в Беларуси состоятся уже 9 августа. И кто бы ни победил, будущему президенту придется продолжать политику маневрирования между Россией ‒ партнером по Союзному государству ‒ и другими игроками.

«Что дает Лукашенко уверенность? Общий консенсус ключевых внешнеполитических игроков, которые присутствуют в Беларуси, что лучше Лукашенко диктатор, чем Беларусь ‒ часть России. При этом вопрос даже не в США и не в ЕС, здесь ключевой вопрос в Китае. Потому что в Беларусь активно пришел Китай, Беларусь как раз привлекала Китай как противовес России. И получается, как: те же США приходят в Беларусь со своей силой и со своим влиянием, с одной стороны, из-за фактора России, а еще больше ‒ из-за фактора Китая. Соединенные Штаты Америки склонны признать любые результаты выборов, когда побеждает Лукашенко, если не было большой крови», ‒ говорит Игар Тышкевич.

А вот попытки Лукашенко удержаться у власти силой могут стоить Беларуси суверенности, говорит Игорь Илляш.

«Конечно же, этим сценарием постарается воспользоваться Россия. Он (Лукашенко ‒ ред.) окажется без международной поддержки, поддержки внутри страны, с ослабленной экономикой… В результате Россия снова вернется к вопросу углубленной реинтеграции, и на этот раз просто потенциала сопротивления у Лукашенко будет гораздо меньше».

Служба безопасности Украины уже заявила: будет инициировать экстрадицию задержанных боевиков, успевших повоевать на Донбассе. Но выдаст ли их белорусская сторона?

«Достоверно известно, что бойцы ППК «Вагнера» еще в 2016 году, то есть уже после участия в боевых действиях на Донбассе и в Сирии, возвращались в Беларусь на родину. И в местных отделениях милиции им выдавали новые паспорта. Эта ситуация ярко характеризует истинное отношение власти к белорусам, воюющим на стороне российских наемников. Я думаю, что мы не увидим судов по статье «наемничество» по отношению к людям. И дело о подготовке теракта вряд ли закончится с теми фигурантами, которыми сегодня Минск располагает», ‒ говорит Екатерина Андреева.

Боевики «ЧВК Вагнера» в Сирии. По данным СМИ, группировка воевала и на Донбассе

Но даже сам факт публичного появления российских боевиков в центре белорусского политического скандала говорит о том, что горячих точек на постсоветском пространстве может стать еще больше.

Предыдущая О главном: Оппонент Лукашенко Цепкало в Киеве. Крым на грани экологической катастрофы
Следующая Почти три года в СИЗО: суд в России продлил арест фигурантам крымского «дела Хизб ут-Тахрир»

Нет комментариев

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.