«Нормандский саммит»: в чем опасность первой личной встречи Путина и Зеленского


Встреча «нормандской четверки» должна состояться 9 декабря. Каким будет ее результат? Что президент России Владимир Путин потребовал от президента Украины Владимира Зеленского? Об этом ‒ в материале журналистов проекта Радіо Свобода«Донбасс Реалии».

О чем президент Украины будет говорить с президентом России во время первой встречи ‒ такие вопросы Владимиру Зеленскому начали задавать еще после первого тура президентских выборов в марте 2019 года. Вот как он тогда описывал возможный разговор.

«Я ему скажу: ну, наконец-то вы вернули наши территории. Сколько готовы еще компенсировать денег за то, что отобрали наши территории? И помогали людям, принимавшим участие в эскалации Крыма и Донбасса, и помогали им на всем их страшном, жестоком, отвратительном пути», ‒ сказал тогда президент Украины Владимир Зеленский.

На самом деле Владимир Зеленский и Владимир Путин уже несколько раз разговаривали. Правда, пока только по телефону. Но звонки были не безрезультатными. После таких переговоров домой вернулись 35 украинцев, среди которых ‒ пленные моряки и политические заключенные.

Еще одна тема телефонных переговоров между Путиным и Зеленским ‒ возвращение катеров, захваченных россиянами в районе Керченского пролива в 2018 году. Два бронекатера и буксир «Яны Капу» вернулись в порт Очакова 20 ноября. Хотя, несмотря на договоренности, к этой теме Зеленскому и Путину пришлось вернуться еще раз.

«Нет всего технического оборудования, которое было. Мы проговорили с президентом, чтобы российская сторона вернула все, что было до этого. Можно и больше, но хотя бы наше», ‒ отметил президент.

Насколько продуктивной будет первая личная встреча Владимира Зеленского и Владимира Путина? Украинский президент не скрывает, о чем хочет говорить на «нормандском саммите».

«Мы все понимаем, что на российско-украинской границе с нашей стороны должны быть украинские пограничники. Должно состояться полное прекращение огня. Вывод иностранных воинских формирований. Должен произойти обмен пленными, чтобы все наши граждане вернулись домой. И проведение выборов должно состояться не под дулами пулеметов, а по украинскому законодательству. Все это мы будем обсуждать на встрече в «нормандском формате», ‒ заявил Зеленский.

Захваченные украинские корабли выводят из Керчи, 17 ноября 2019 года

Почему Владимир Путин согласился на поездку в Париж? Политические обозреватели считают: среди целей, которые ставит перед собой президент России ‒ желание склонить Зеленского к прямым переговорам с лидерами группировок «ЛНР» и «ДНР». Подобным образом Кремль действовал с Южной Осетией и Абхазией в Грузии, а также ‒ с непризнанным Приднестровьем в Молдове.

«Легитимизация режимов, созданных Кремлем, является важной внешнеполитической задачей Москвы, так как она позволяет, с одной стороны, считаться посредником в конфликте, а с другой стороны, она фактически отключает желание бывших советских республик идти в Европу. Она делает эти страны «вечными инвалидами» Европы. Таким «инвалидом» уже, по сути, стала Молдова, таким «инвалидом» стала Грузия, таким «инвалидом», если Владимир Зеленский согласится на условия Владимир Путина, несомненно, станет Украина, и из этого круга уже не будет возврата», ‒ убежден политический обозреватель Виталий Портников.

Виталий Портников

Встреч в «нормандском формате» не проводили уже более трех лет. На этот раз президенты, возможно, не ограничатся только четырехсторонними переговорами Украина-Россия-Германия-Франция. И в Киеве, и в Москве уже заявили: готовы к отдельной встрече тет-а-тет. По мнению украинских дипломатов, такой разговор необходим.

«Там должен быть такой момент истины, который покажет новоизбранной власти, лично президенту Зеленскому, что это за персонаж с той стороны. И услышать от него его реальную позицию. Потому что от этого окончательно все зависит. Принимать решение будет Путин. Понимать это очень важно для того, чтобы принять решение нам. Если будут выставлены такие условия, которые мы выполнить не можем ‒ значит, надо искать другой путь», ‒ отмечает директор дипломатической академии при МИД Украины Сергей Корсунский.

Сергей Корсунский

Но есть в таком формате переговоров и определенный риск.

«Путин ‒ опытный чекист, с такими клиентами, как Владимир Зеленский, провел почти всю жизнь, пытаясь их либо завербовать, либо запугать. Мы знаем, что Путин запугивал руководителей постсоветского пространства, которых даже нельзя сравнить с Владимиром Зеленским. После встречи с Путиным Виктор Янукович согласился затормозить европейскую интеграцию Украины, после встречи с Путиным президент Армении Серж Саргсян отказался от европейской интеграции Армении, он отказался от Соглашения об ассоциации, он согласился с подписанием Соглашения о вступлении Армении в Евразийский экономический союз, о чем даже и мысли не было до этой встречи, причем он решил это единолично», ‒ отмечает Виталий Портников.

Виктор Янукович (л) и Владимир Путин (п), архивное фото

Президент Путин уже озвучивал свое отношение к Владимиру Зеленскому и даже хвалил его. Вот только говорил он вовсе не о политических качествах коллеги.

«Я помню его выступления на КВН в Москве где-то в 2000-х годах. Все это было талантливо и смешно. Судя по всему, он хороший специалист в той области, в которой до сих пор работал ‒ он хороший актер. Но одно дело кого-то играть, а другое дело быть кем-то. Он пока себя никак не проявил. Поживем ‒ увидим, посмотрим», ‒ сказал Путин.

За время своего президентства Владимир Зеленский посетил уже более десяти стран. Встречался с лидерами США, Франции, Японии, Турции. Однако, по мнению, украинских дипломатов, политический опыт во время переговоров с Путиным ‒ не главное.

«У нас до сих пор были опытные политики, но обмена пленными не было. А теперь есть. Мы уступили наши интересы? Нет. У нас были опытные политики, но разведения не было. Развели войска? Здесь важнее не опыт, сколько очень хорошо подготовиться. И ему, я думаю, здесь нужна не только профессиональная подготовка, сколько именно психологическая. Потому что выдержать давление россиян очень трудно», ‒ отмечает Сергей Корсунский.

Встреча лидеров «нормандской четверки» запланирована на 9 декабря. В Министерстве иностранных дел Украины ранее заявляли: этот саммит, возможно, последняя попытка выполнить Минские соглашения по урегулированию ситуации на Донбассе.

Предыдущая Дело экс-депутата Крыма Ганыша: суд не смог вынести решение по апелляции на приговор
Следующая Россия выдала аккредитацию университету в оккупированном Луганске на шесть лет вперед

Нет комментариев

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.