Пережившие геноцид: чему учат истории депортированных крымских татар


Освобождение Крыма от гитлеровских войск в апреле 1944 года сопровождалось чистками среди местного населения. Руководитель СССР Иосиф Сталин обвинил крымских татар в предательстве и сотрудничестве с немецкими оккупантами, и в ночь с 17 на 18 мая их начали переселять в Узбекистан и на Урал. Всего за два дня сотрудники НКВД вывезли более 180 тысяч человек в товарных вагонах. В дороге и в спецпоселениях, по различным оценкам, погибло от 25% до 46% депортированных.

Каково человеческое измерение депортации и чему нас могут научить живые истории крымских татар, переживших геноцид? На главные вопросы о национальной трагедии отвечает историк Гульнара Бекирова .

– В конце 1960-х в СССР признали, что депортация была преступлением. Как вышло, что крымским татарам не позволили вернуться на родину еще тогда?

– Статуса спецпереселенцев крымских татар лишили еще в 1956 году. Тогда же они имели первый шанс вернуться, как и большая часть депортированных народов Советского Союза, но руководство СССР передумало. В 1967 году с крымских татар сняли огульные обвинения в коллаборационизме, но не дали возможности уехать в Крым – получилась такая «реабилитация сквозь зубы». Только в конце 1980-х им удалось потом и кровью выбороть право вернуться на родину. Не стоит думать, что это заслуга якобы прогрессивного генсека Михаила Горбачева.

Гульнара Бекирова

– В марте 2014 года Владимир Путин пообещал завершить реабилитацию крымских татар. Вы в это поверили?

– Разумеется, нет. Страна, где заново возвеличивают Иосифа Сталина, не может быть искренней во внешне дружественном отношении к крымским татарам. В Севастополе всерьез обсуждают идею поставить памятник этому тирану и серийному убийце. И потом, что считать реабилитацией по-российски? Те 100-200 рублей, которые получают пережившие депортацию? Я надеюсь, Украинское государство учтет прошлые ошибки и будет вести более продуманную политику в отношении крымских татар.

– На какие аспекты в истории депортации раньше не обращали внимание историки и политики?

– В сохранившихся документах, конечно, не описываются индивидуальные человеческие трагедии, но мы можем опираться на свидетельства очевидцев. С 2004 до 2011 года историки собирали материал, опрашивали выживших. Было бы здорово заняться этим еще в 1990-х, но репатриация крымских татар проходила стихийно, они обустраивали свою жизнь, и мало кто думал об исторических трудах. В Украине объективно не было социального интереса, общественного заказа, если хотите, на исследования депортации. Как мы знаем, это изменилось только после российской аннексии 2014 года – лучше поздно, чем никогда. Нам удалось уберечь собранные материалы от уничтожения, оцифровать их, и теперь с помощью мы надеемся опубликовать еще не рассказанные истории нашей национальной трагедии.

– О чем именно умалчивают советские документы о депортации?

– Если верить им, крымские татары после переселения получили одежду, еду, даже денежные ссуды. Складывается впечатление, что депортация – увеселительное путешествие в теплые края. Когда мы обращаемся к воспоминаниям очевидцев, сразу становится ясно, что в каждой семье кто-то погиб во время переселения, что смерть была обыденным явлением. Даже 25% потерь, о которых говорят российские власти, – это очень высокая смертность. По сути, мы имеем дело с геноцидом. Не признавать его – значит оправдывать преступления советской власти.

Предыдущая Виталий Портников: Депортация и автономия
Следующая Пережившие геноцид: чему учат истории депортированных крымских татар

Нет комментариев

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.