Утром 13 сентября в море у берегов Ялты зафиксировано землетрясение силой около 4 баллов, об этом сообщило управление МЧС России по Крыму. Пострадавших и разрушений не выявлено, а начальник ялтинской сейсмостанции Ирина Курьянова сообщила, что толчок оказался единичным. По словам специалиста, в последнее время в этом районе обстановка оставалась спокойной, а опасения может вызвать только серия толчков.
Последнее разрушительное землетрясение в Ялте произошло 12 сентября 1927 года. 27 сильных толчков пережил город в первый день. Мощность некоторых достигала 9 баллов – в домах лопались стекла, трещали полы и потолки. Всего тогда зафиксировали 200 толчков в течение нескольких дней, в результате погибли от 3 до 11 человек, 65 – пострадали.
Жительница Ялты Иллона Дорошенко признается, что не ощутила подземного толчка.
– Я ничего не почувствовала, это не отразилось на домашних животных. Если бы мне не позвонили родственники из Москвы и не спросили, что там у вас, все ли хорошо, то я бы даже и не знала, что у нас произошло землетрясение. Рамочки с фотографиями у меня на тумбочке устояли. Помню, еще в 90-ые годы нас освободили от занятий в начальной школе, потому что ожидалось землетрясение. В итоге мы пришли, постояли около своих домов и разошлись по квартирам. Что касается последнего так называемого землетрясения – возможно, у кого-то в кабинете упал портрет Путина, и от переживаний решили придумать такую ситуацию.
Глава отдела сейсмической опасности Института геофизики Национальной академии наук Украины Александр Кендзера уверяет, что толчок был реальным.
– Это землетрясение было зафиксировано и нашими сейсмическими станциями, и станциями Средиземноморского европейского центра, который контролирует территорию от Португалии до Урала. Другое дело, что толчок был слабеньким, потому граждане не должны были его чувствовать на побережье. Крым входит в сейсмоактивный пояс, но насколько сильным будет следующее землетрясение и когда оно произойдет, специалисты сказать не могут. Напряжения, которые возникают в земной коре, фиксируются и домашними животными, и точными приборами, но нельзя предугадать: будет одно сильное или тысяча мелких землетрясений, в которых реализуется то же самое количество энергии? А так как мелких гораздо больше, чем сильных, вероятность первых превалирует. Есть карты общего сейсмического районирования на всю территорию Украины. Максимально возможная мощность землетрясения на Южном берегу Крыма – 9 баллов из 12-ти.
Александр Кендзера отмечает, что эти параметры должны учитывать строители при возведении зданий, а население следует обучать действиям на случай катастрофы.
– По поводу периодичности, якобы раз в сто лет должна происходить катастрофа… К сожалению, землетрясения – не трамваи и по расписанию не происходят. Это общая приблизительная оценка: раз давно не было, наверное, скоро будет. Надо сказать, что информация с крымских метеостанций открыта для всего мира, и, когда надо, мы тоже ей пользуемся.
Гульнара Бекирова
Крымский историк Гульнара Бекирова рассказывает, как полуостров переживал землетрясение в 1927 году.
– Ему предшествовало июньское, которое было менее мощным и померкло на фоне главного. Оно отражено и в романе Ильфа и Петрова, и в произведении Михаила Зощенко , в народной памяти отложились эти события. Массив источников об этом землетрясении 1927 года – газетных статей, брошюр, научных исследований – достаточно велик. Очень сильные были разрушения на Южном берегу, в частности, в Севастополе: толчки сопровождались волнообразными колебаниями почвы, люди даже стали выбрасываться из окон, выбегать из домов. Уже после того, как все завершилось, многие боялись заходить в собственные дома, оставались жить на улице до холодов. Пострадал в основном моноэтничный крымскотатарский регион. Это был период после голода, население обеднело, и государство оказывало помощь, правда, судя по документам, уже в ноябре. Землетрясение настигло крестьян в момент сбора винограда и табака, значительная часть урожая погибла.
Гульнара Бекирова призвала помнить тяжкую цену стихийного бедствия для Крыма, особенно на фоне нынешней экологической катастрофы на севере полуострова.
(Текст подготовил Владислав Ленцев)
Сергей ГроменкоКрымский историк, обозреватель
GromenkoS-FL@rferl.org Автора Подписаться
Нет комментариев