«Золотое» топливо: что влияет на стоимость бензина в Крыму


Бензин в Крыму стоит дороже, чем в соседней России и США, сообщают российские СМИ. В среднем с начала года рост составил 1,5 рубля за литр. По информации Росстата, бензин на аннексированном полуострове примерно на 2,5 рубля дороже, чем в Краснодарском крае.

Почему цены на топливо в аннексированном Крыму выше средних цен по России? Что влияет на стоимость бензина? Может ли Федеральная антимонопольная служба регулировать стоимость топлива?

Об этом говорим с крымским автомобилистом Сергеем Груздовым , директором консалтинговой компании А-95 Сергеем Куюном и партнером консалтинговой компании RusEnergy Михаилом Крутихиным .

В Симферополе бензин марки А-95 в середине июня стоил 45 рублей 11 копеек за литр, в Севастополе – 42 рубля 34 копейки. По сравнению с маем цены выросли на 60 копеек. Федеральная антимонопольная служба России создала специальную комиссию для расследования ситуации. Российский глава Крыма Сергей Аксенов распорядился проверить обоснованность роста цен на топливо и заявил, что не допустит спекуляций – впрочем, более конкретных заявлений не последовало. Российский руководитель управления Федеральной антимонопольной службы Крыма Тимофей Кураев считает, что причина проблемы – нежелание республиканских владельцев АЗС закупать бензин на российских биржах. Вместо этого они пользуются услугами посредников. Нефтетрейдеры, опрошенные «Коммерсантом», отметили, что более высокая стоимость топлива в Крыму связана с расходами на доставку через Керченскую переправу и убытками поставщиков из-за сбоев в ее работе.

Год назад российское антимонопольное ведомство обнаружило картельный сговор 5 крымских топливных компаний. Им выписали штраф на сумму 129 миллионов рублей, предприятия пытаются обжаловать наказание в суде. Позже стало известно, что топливо подешевело после визита в Крым главы Федеральной антимонопольной службы России Дмитрия Махонина . Идут проверки крымского рынка бензина: ряд сделок по поставкам нефтепродуктов на полуостров вызывает подозрение в сговоре предпринимателей.

– С нами на связи крымчанин, автомобилист Сергей Груздов. Сергей, каким бензином вы заправляетесь и сколько он стоит?

Груздов: Я заправляюсь бензином А-95. У меня под рукой чек за 19 июня, цена была 42 рубля 89 копеек за литр. Это в Медведевке, крайняя точка Северного Крыма. Цена чуть ниже обычной, в течение месяца была 43 рубля 59 копеек. 26 мая заправлялся на материковой части Украины, 95-й бензин стоил 26 гривен 99 копеек, а в Медведевке литр стоил 43 рубля 39 копеек. По ощущениям, в Украине бензин чуть дороже.

– А как насчет качества?

Груздов: Нет ощущения, что где-то бензин хуже. Мне кажется, он везде одинаковый. Но я не специалист.

– С нами на связи специалист по нефтегазовому рынку, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Михаил, почему цены на топливо в Крыму выше, чем в России?

Крутихин: Дело в том, что в России цены на топливо определяются вообще не ценами на нефть. Влияют два фактора: налоговая политика правительства и накрутки за транспортировку, переработку плюс наценка бензоколонок. Налоги – это, грубо говоря, до половины цены. А компании, командующие розничной продажей, в основном и определяют то, что цены на топливо в Крыму дороже, чем по России. Цена самой нефти – это 6-7% от цены бензина. Переработка, транспортировка, норма прибыли тех, кто занимается всеми этими процессами – это игра, позволяющая недобросовестным реализаторам наживаться за счет потребителя.

– Есть ли зависимость цены на бензин от удаленности региона от нефтеперерабатывающих заводов?

Крутихин: Да, есть. Вообще в свое время на территории бывшего СССР нефтеперерабатывающие предприятия были распределены очень неравномерно. Некоторые удаленные регионы вынуждены включать в цену высокую стоимость транспортировки. Думаю, в Крыму на цены влияет не только стоимость транспортировки, но и накрутки компаний.

Михаил Крутихин

– Почему в Крыму компании позволяют себе так накручивать цены, а в регионах соседней России нет?

Крутихин: В других регионах более строгий контроль со стороны Федеральной антимонопольной службы и налоговой службы. В Крыму контроль слабее – или местные чиновники не выполняют своих обязанностей.

– Есть ли у Федеральной антимонопольной службы действенные рычаги, чтобы повлиять на цены в Крыму?

Крутихин: Думаю, есть. Насколько знаю, когда в Крым приехали инспекторы службы, в некоторых местах цены резко упали – вопрос, насколько временно. Однако антимонопольная служба только проверяет, есть ли сговор и неоправданное завышение цен. Но установить верхнюю планку цены она не может.

– Целесообразно ли создание нефтеперерабатывающего завода на территории Крыма?

Крутихин: Нет. По всей Европе новые нефтеперерабатывающие заводы не строились уже лет 40. Разве что один, в Германии, на месте старого. Считается невыгодным строительство новых заводов: расходы на их сооружение и оснастку намного превышают цену нефти и топлива. Такой проект вряд ли оправдается и за 25 лет.

– С каких заводов поступает топливо в Крым?

Крутихин: Прежде всего из Краснодарского края, также, думаю, от заводов «Роснефти» из Самарского региона.

– Качество топлива одинаково на всех заправках или нет?

Крутихин: По техническим стандартам, повсюду должны быть единые марки топлива. За исключением дизельного, где есть зимний и летний стандарт. Но произвол в смешивании и фальсификации топлива – увы, явление повсеместное, и не только в Крыму.

– Насколько много контрафактного топлива в Крыму?

Крутихин: В Крыму не знаю, но идентичные жалобы вы услышите почти на любой заправке по всей Российской Федерации. Недолив, низкое качество, фальсификат – и это даже не всегда зависит от поставщика. Вопрос в компании-продавце.

– Сергей, как вы думаете, почему даже после переключения Крыма на российских поставщиков цены на топливо там выше, чем в Российской Федерации?

Куюн: Дороговизну топлива в Крыму мы прогнозировали сразу после аннексии, ведь логистика очень затратна. Кроме того, дело в традиционном желании топливных операторов заработать.

Сергей Куюн

– Почему в Крым не зашли крупные российские розничные сети, торгующие топливом?

Куюн: Это очевидно – они не хотят и близко стоять к разного рода рискованным проектам из-за санкций. «Лукойл», насколько помню, в течение трех месяцев с момента аннексии распрощался со своей сетью в Крыму. Это было порядка 15 заправочных станций, из-за которых не стоит подвергать риску бизнес стоимостью в десятки миллиардов долларов.

– Российские власти Крыма поговаривали о том, что неплохо бы построить нефтеперерабатывающий завод в Феодосии. Что вы об этом думаете?

Куюн: Это как минимум нецелесообразно. Очередное громкое заявление, не более. Рынок Крыма достаточно ограничен. Зачем строить завод столь малой мощности? Куда девать топливо, учитывая, что порты Крыма под санкциями? Отдавать в Россию? К снижению розничных цен это точно не приведет. Потому что проблема не в оптовых ценах, а в реализаторах, в автозаправках.

Предыдущая Фейк российских новостей: в Киеве появилась «русофобская реклама»
Следующая В Крыму собирают помощь на ремонт дома Мусы Мамута

Нет комментариев

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.