Борец Февзи Мамутов: Это победа всего крымскотатарского народа


Чемпион Европы по греко-римской борьбе, крымский татарин Февзи Мамутов продолжает радовать весь свой народ уверенными победами на международной спортивной арене. КИЕВ .

15 июля 2017 года украинский борец Февзи Мамутов завоевал Гран-при на Международном турнире по греко-римской борьбе в Испании. Он уверенно поборол четырех соперников и привез победу в Украину.

После аннексии Крыма крымский татарин Мамутов не предал страну — как двенадцать лет назад, когда парень впервые выступал на международной арене, так и сейчас на его груди красуется украинский герб. Каждую победу он посвящает своим родным и гордится тем, что она может стать еще одним поводом порадовать крымскотатарский народ, которому выпали тяжелые испытания.

В беседе с корреспондентом QHA Февзи Мамутов рассказал, как в его жизни появилась греко-римская борьба, с кем из соперников в Испании бороться было сложнее всего и что для него значит поддержка его народа.

QHA: Февзи, поздравляю с победой!

Февзи Мамутов: Спасибо.

QHA: Вы уверенно победили четырех соперников. Что было самым сложным?

Февзи Мамутов: Начать… У меня очень редко бывают вторые места, потому что, когда дело близится к финалу, иначе, как победить, невозможно — там уже все само собой все получается. А вот начать — сложно.

На турнире в Испании у меня было четыре соперника. Бои начались с представителя ЮАР. Я еще никогда не боролся с представителями этой страны. Бой с ним оказался довольно легким. Потом я боролся с французом. Потом японец — действительно далеко не слабый спортсмен. В финале я встретился также с французом армянского происхождения.

Сил мне придавали соотечественники из Киева и Крыма, я чувствовал их огромную поддержку. Все близкие, друзья и знакомые следили за соревнованиями и поддерживали.

Фотографии Новости

QHA: Что для Вас значит эта победа?

Февзи Мамутов: Меня очень много людей поздравляют с победой, что приятно. Когда я приехал домой и увидел счастливые глаза своей жены, я понял, что для нее значит эта победа. Когда разговаривал с родными, которые живут в Крыму, в голосе папы промелькнула гордость. Они рады за меня — и это главное. А также эта победа стала радостью для всех моих соотечественников, которые на сегодняшний день переживают не лучшие времена. Почему бы их не порадовать? Такие моменты очень значимы для меня из-за того, что я могу вызвать положительную эмоцию у людей.

QHA: Кто из мировых борцов является для Вас самым сильным соперником?

Февзи Мамутов: На сегодняшний день я боролся со всеми топовыми борцами мира. Однако если в других странах в каждой весовой категории по семь-восемь человек, то у нас — один-два… Думаю, что самые сильные на сегодняшний день — это представители Ирана, России, Грузии. Украина в 2015 году среди всех мировых стран в команде стала третьей. Наши борцы тоже сильные, мы задних не пасем.

QHA: Спортивные эксперты называют Вас думающим борцом, а одним из главных Ваших качеств называют спокойствие…

Февзи Мамутов: Я всегда просматриваю бои своих соперников, анализирую. Иначе нельзя, если ты занимаешься этим видом спорта и ожидаешь позитивных результатов. Ты должен жить этим. Когда даже сон ты воспринимаешь как тренировку, как восстановление (смеется. — Ред.).

Есть такое мнение, что моя особенность — в гибкости. Конечно, ты думаешь в ходе боя, однако больше работает мышечная память. В то же время, когда выходишь на ринг, понимаешь, что это такой же человек, у которого в мозгах масса проблем, забот и страхов. Непонятные ситуации, различные переплетения во время боя для меня выгодны, поскольку многие теряются в такие моменты. На самом деле многие борцы имеют стиль борьбы, который похож на их поведение в жизни.

QHA: Как в Вашей  жизни появилась греко-римская борьба?

Февзи Мамутов: Сначала я начал заниматься кикбоксингом. В зал меня привел старший брат. Я даже выступал на каких-то соревнованиях, тогда еще в категории до 18 кг. Но на первый бой я не успел надеть экипировку. На второй — просто не вышел, хотя трусостью не отличаюсь. Занял третье место среди трех участников. Вот так и завершилась моя карьера в кикбоксинге. Но этот диплом у меня до сих пор есть (смеется. — Ред.).

А в зал греко-римской борьбы я попал совершенно случайно. Я не знал о ней ничего. Зал находился совсем рядом с моим домом. Как-то мы гуляли с ребятами и случайно забежали в зал. Там ко мне подошел тренер, рассказал об этом виде борьбы — и я остался. Вот до сих пор не могу вылезти из этого вида спорта. Я благодарен Господу, что так вышло, потому что борьба — это то, что действительно делает тебя дисциплинированным, дает какое-то понимание жизни и постоянно держит в тонусе. Ты всегда знаешь, чего хочешь. Ведь все люди ищут смысл жизни, а борьба, по моему мнению, помогает найти этот смысл скорее.

QHA: Вы рассказывали, что в севастопольской школе, где учились, Вы были единственным крымским татарином. Какое отношение было к Вам со стороны детей и преподавателей?

Февзи Мамутов: В Севастополе в то время крымские татары были редкостью. И действительно, я был единственным крымским татарином на всю школу. Каких-то репрессий по отношению ко мне не было, но была детская недоброжелательность. Однако я понимаю, что дети абсолютно в этом не виноваты. Ведь как может ребенок делать какие-то вещи, которых не видит дома? Это мнение родителей. А вообще, если человек судит о другом по национальности или цвету кожи, его сложно назвать умным. Тогда я сумел подружиться со всеми своими одноклассниками, и сейчас мы общаемся, они меня поздравляют с победами.

Со школы у меня есть одно воспоминание, связанное с мифами… Учителя нас постоянно пугали страшилками, что на Западной Украине очень плохо относятся к русскоязычным. Как-то я оказался на соревнованиях во Львове. Помню, почему-то у нас были костюмы цветов российского триколора, однако с надписью «Украина».

Нас там поприветствовали на украинском языке, мы ответили на русском. И ничего не случилось — все было хорошо. Нас поселили, хорошо кормили, мы участвовали в соревнованиях на уровне со всеми. Нам по такой же цене продавали билеты и хлеб, никто не отказывал…

Поскольку я всегда высказывал свое мнение, если другие что-то сказали несправедливо или неправдиво, то здесь я тоже не промолчал. Но когда пришел в школу и рассказал об этом, ответ был традиционным: «Вы попали не в тот район».

QHA: Сейчас у Вас есть возможность посещать Крым?

Февзи Мамутов: Езжу раз в год во время отпуска, по разрешению Министерства обороны. Очень сильно тянет в родные места. Хочется чаще видеть родителей, которые, к сожалению, не вечны. Вот чего я действительно боюсь, так это чувствовать себя виноватым в том, что я посвятил свою жизнь чему-то, но при этом не побыл с родителями.

Когда я родился, мой старший брат и две сестры были уже достаточно взрослыми. И они, и родители жили мной. Очень эгоистично с моей стороны было бы не находить способ приехать – просто утешить и обнять маму.

QHA: Я так понимаю, что после аннексии Крыма перед Вами стоял выбор — уехать или остаться…

Февзи Мамутов: Выбор был у каждого крымчанина. Однако впервые на международной арене я выступил в 2005 году, и так же, как и сейчас, у меня на груди красовался герб Украины. Невозможно взять и в один момент все поменять. Тем более, что я военнослужащий украинской армии и давал присягу Украине. Ее предать нельзя, потому что это определенного рода клятва. А нарушать клятву нехорошо.

Беседовала Ольга Волынец

Предыдущая Показания Чийгоза: паникующий Константинов и «тайная встреча» Меджлиса
Следующая Показания Чийгоза: паникующий Константинов и «тайная встреча» Меджлиса

Нет комментариев

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.