Источник в спецслужбах о пытках Есипенко: «Пускали ток, когда привыкал – увеличивали»


Сотрудники ФСБ России предположительно пытали арестованного в Крыму фрилансера Владислава Есипенко электрическим током. Об этом со ссылкой на свои источники в СИЗО Симферополя сообщил главный редактор украинского интернет-издания «Ґрати» Антон Наумлюк. В ФСБ России эту информацию не комментировали.

Внештатного журналиста Радио Свобода Владислава Есипенко задержали в Крыму 10 марта, через несколько дней стало известно о том, что он находится в изоляторе в Симферополе. Вскоре ФСБ России обвинила задержанного в том, что он якобы собирал информацию «в интересах спецслужб Украины». Кроме того, по версии ФСБ, в его автомобиле обнаружили предмет «с внешними признаками самодельного взрывного устройства». С самого момента задержания к Есипенко не могут попасть независимые адвокаты, при этом телеканал «Крым 24» опубликовал интервью, где журналист признается в шпионаже в пользу Украины. Жена Есипенко и правозащитники назвали съемку постановочной. О развитии этого дела шла речь в эфире Радио .

Главный редактор издания «Ґрати» Антон Наумлюк рассказал , что не может раскрыть источник своей информации относительно пыток Владислава Есипенко, однако подчеркнул, что, насколько можно судить, этот человек лично виделся с задержанным журналистом.

– Ему удалось несколько минут с ним пообщаться, и со слов самого Есипенко он пересказал, что происходило в первые дни после задержания. Два дня его пытали электричеством: на голову надевали некий предмет, подключали провода, пускали ток и увеличивали его, когда он привыкал к боли. Таким образом появились эти первые признательные показания, которые были озвучены во время интервью телеканалу «Крым 24». Есипенко рассказал, что изначально отказывался давать какие-либо показания, ссылаясь на 51-ю статью Конституции России, которая позволяет не свидетельствовать против себя и своих близких. Адвокаты связывают то, что их не допускали к Есипенко, как раз с тем, что следствие никак не могло добиться от него каких-то каких-то подписей, каких-то признательных показаний, которые бы потом легли в основу обвинения. Больше мы пока ничего не сможем сказать о состоянии Есипенко.

Антон Наумлюк

По мнению Антона Наумлюка, в интервью «Крым 24» можно увидеть признаки того, что Владислава Есипенко пытали.

– Я не специалист и не могу дать экспертную оценку его поведения, но мне кажется совершенно очевидным, что есть несколько моментов, которые довольно сложно объяснить: его замедленные реакции, его речь, не принадлежащая ему одежда и так далее. Все это позволяет предположить, что на Есипенко действительно оказывалось физическое воздействие. Мы не знаем точно, когда снято интервью, то есть сколько дней прошло после окончания пыток. Адвокат Алексей Ладин , который занимается этим делом, примерно так же оценивает ту съемку. Это довольно часто встречающаяся практика: пытали Олега Сенцова и Геннадия Афанасьева , пытали Александра Костенко , пытали несколько крымских татар, крымских мусульман, которых задерживали по совершенно разным делам. Я подозреваю, что о большей части подобных прецедентов мы даже не знаем.

Антон Наумлюк отмечает, что его издание готовит материал о том, как в аннексированном Крыму сотрудники ФСБ предположительно подвергли пыткам четверых студентов медицинского университета из Центральной Азии, выбивая из них признательные показания о поездках в Сирию для участия в боевых действиях.

Журналисты направили в Управление ФСБ России в Крыму информационный запрос относительно того, применялись ли пытки к Владиславу Есипенко, однако на момент публикации ведомство не предоставило какого-либо ответа.

КР в YouTubeКР в FacebookКР в мобильном

Еще 19 марта, комментируя интервью Владислава Есипенко телеканалу «Крым 24», президент Радио Свободная Европа/Радио Свобода Джейми Флай сказал, что компания «ставит под сомнение обстоятельства этого предполагаемого признания, которое, как представляется, было сделано под принуждением и без доступа к независимому адвокату». Флай призвал к немедленному освобождению фрилансера , а позднее Министерство иностранных дел Украины потребовало допустить к журналисту независимых защитников.

Координатор программы по Европе и Центральной Азии в Комитете по защите журналистов Гульноза Саид убеждена, что дело о шпионаже Владислава Есипенко сфабриковано российскими силовиками.

– Это просто абсурдные обвинения, которые просто шиты белыми нитками. То, что Владислав Есипенко якобы признался в шпионаже в пользу Украины на телевидении – такая практика нам уже встречалась, причем именно в восточной Украине. Это даже усиливает наше убеждение, что дело сфабриковано с самого начала и является преследованием журналиста за его профессиональную деятельность. На мой взгляд, независимых защитников к Есипенко силовики не допускают потому, что в таких делах им очень выгодно ставить как можно больше фильтров. Нам знакомо имя адвоката, назначенного государством – Виолетта Синеглазова . Ее назначали и в других делах, ведь мы уже давно занимаемся Крымом, и, к сожалению, Есипенко – не единственный журналист в СИЗО. Мы уже который год каждый декабрь выпускаем списки журналистов, находящихся в заключении.

На протяжении всего дня 24 марта журналисты пытались связаться с адвокатом по назначению Владислава Есипенко – как по телефону, так и в различных мессенджерах. Виолетта Синеглазова прочла сообщения, однако не ответила.

Гульноза Саид

Гульноза Саид полагает, что в случае обращения в в Европейский суд по правам человека Владислав Есипенко выиграет иск против России только по факту процедурных нарушений вроде недопуска независимого адвоката, не говоря уже о предполагаемых пытках.

– Я надеюсь, что российские власти услышат правозащитные организации – такие, как Комитет по защите журналистов – потому что здесь настолько очевидно, что журналиста преследуют именно за его деятельность. Вообще, власти России с момента оккупации Крыма в 2014 году сделали все, чтобы подавить свободу слова, свободу прессы, и в итоге местное население может получать практически только государственную пропаганду, которая подает информацию и трактовку событий в Крыму очень однобоко. Свободных СМИ, которые предлагают альтернативную информацию, независимую информацию, очень мало – их можно практически пересчитать на пальцах одной руки. Преследование корреспондентов – это именно часть большой кампании российских властей, нацеленных на подавление любого свободомыслия, свободных репортажей и свободных СМИ.

БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ: Преследования крымчан: «Репрессии нарастают»

Российский адвокат Алексей Ладин сетует на то, что ему не удалось пообщаться с подзащитным даже во время суда по жалобе на арест журналиста.

– Владислав 23 марта должен был присутствовать на судебном заседании по видеоконференцсвязи из кабинета следственного изолятора. Однако оно задержалось на час, а потом судья вышел и огласил справку следователя ФСБ Власова, который ведет это дело, о том, что Владислав будет принимать участие в неких следственных действиях 23 и 24 марта и что его нет в СИЗО. Эта ситуация весьма удивительная и нестандартная, ведь Верховный суд Крыма заранее известил изолятор о судебном заседании, и в таком случае ни на какие следственные действия арестованный не вывозится. Я считаю, что сотрудники правоохранительных органов всеми силами пытаются сделать так, чтобы независимые адвокаты не смогли пройти к Владиславу и спросить: пытают его или нет, оказывают ли на него психологическое давление? Если сотрудники ФСБ добросовестные, то почему бы не допустить такую встречу?

Крым, читай нас в Google News Подписаться

Между тем ветеран Службы внешней разведки Украины, генерал-лейтенант Василий Богдан объясняет нарушения в деле Владислава Есипенко тем, что российские спецслужбы расценивают его, по сути, как вражеского агента.

– Мы фактически находимся в состоянии войны с Россией, а воюющие страны ведут друг против друга в том числе разведывательную, диверсионную, подрывную деятельность. Что касается Радио Свобода , оно еще со времен СССР было под колпаком советских спецслужб – они считали, что это была структура, интегрированная в Госдепартамент и ЦРУ. Позиция нынешнего путинского режима, по сути, точно такая же. Крым оккупирован Россией, из него делают военно-морскую базу, и там, безусловно, усиливаются контрразведывательный и административный режим, для того чтобы не допустить утечки информации или доступа к российским секретам. Ситуация с этим журналистом обусловлена тем, что ФСБ априори подозревает любого, кто причастен к Радио Свобода , в какой-то деятельности против России – тем более на фоне обострения отношений с Западом.

Василий Богдан считает, что в этих обстоятельствах Украине остается апеллировать к международному сообществу с подробными разъяснениями действий Российской Федерации, которая грубо попирает гуманитарные ценности и международное законодательства – а также через институт омбудсмена добиваться встречи Владислава Есипенко с независимым адвокатом.

Крымчане в российском заключении

После аннексии Крыма Россией весной 2014 года на полуострове начались аресты российскими силовиками независимых журналистов, гражданских активистов, активистов крымскотатарского национального движения, членов Меджлиса крымскотатарского народа, а также крымских мусульман, подозреваемых в связях с запрещенными в России организациями «Хизб ут-Тахрир» и «Таблиги Джемаат».

В Секретариате Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Людмилы Денисовой сообщили, что по состоянию на ноябрь 2020 года число граждан Украины, которые преследуются Россией по политическим мотивам, составляет 130 человек.

По данным Крымской правозащитной группы , по состоянию на конец октября 2020 года не менее 110 человек лишены свободы в рамках политически мотивированных или религиозных уголовных преследований в Крыму.

Руководитель программы поддержки политзаключенных, член Совета правозащитного центра «Мемориал» Сергей Давидис сообщал, что всего в списке их центранаходится 315 человек, 59 из которых – крымчане.​

Правозащитники и адвокаты называют эти уголовные дела преследованием по политическому, национальному или религиозному признаку. Власти России отрицают эти причины преследований.

(Текст подготовил Владислав Ленцев)

Предыдущая Оккупанты хотят 1,5 триллиона рублей за возмещение ущерба от прекращения подачи воды в оккупированный Крым
Следующая Украина и Турция обсудили «углубление сотрудничества» в Черноморском регионе – МИД

Нет комментариев

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.