«НАТО – не панацея»: роль Североатлантического альянса в деоккупации Крыма


В Лондоне на 32 саммите НАТО 3 и 4 декабря встретились руководители стран-членов Североатлантического альянса. В итоговом документе, названном Лондонской декларацией, отмечается, что среди основных угроз евроатлантической безопасности – агрессивные действия России и терроризм во всех формах и проявлениях. Эксперты в эфире Радио оценили выводы НАТО и перспективы для деоккупации Крыма.

Заместитель министра иностранных дел УкраиныЕгор Божок считает, что выводы НАТО полностью отображают современные реалии.

– Итоговый документ – это абсолютно реалистичное отображение этой ситуации безопасности, которую мы сейчас имеем в евроатлантическом пространстве и за его пределами. Мы имеем ситуацию, когда наибольшей угрозой является гибридная угроза, которую собой представляет агрессивная Россия.

Егор Божок

По его словам, Лондонская декларация является позитивным документом для официального Киева.

– Мы должны исходить из того, что гибридная угроза признана и подтверждена альянсом. Она является угрозой для всех союзников. Украина уже шестой год борется с гибридной угрозой со стороны России. Украина имеет практический опыт борьбы, а не теоретический, как все остальные страны мира. Заработанный кровью и жизнью многих наших соотечественников… Поэтому то, что отражено в итоговом документе, полностью отвечает нашим интересам.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что решение об увеличении бюджета НАТО свидетельствует о сдерживающей и экспансионистской деятельности альянса в отношении России:

«Мы видим, конечно, что главным образом НАТО занимается деятельностью сдерживающей и экспансионистской в отношении нашей страны. Это не может не вызывать обеспокоенности».

В свою очередь, российский политолог Игорь Эйдман уверяет, что не все члены НАТО согласны с выводами, представленными в Лондонской декларации.

– Они не единодушны – там большой разброс мнений. Есть страны-члены НАТО, которые лояльно относятся к путинскому режиму и сотрудничают с ним. Например, Венгрия, в меньшей степени – Италия, Кипр. США и Великобритания более себя позиционируют как противников, как страны, пытающиеся сдержать путинскую экспансию. Франция сейчас тоже занимает двусмысленную позицию. Так что разброд большой и единого мнения нет.

Игорь Эйдман

Руководитель военных программ Центра глобалистики «Стратегия ХХI», бывший эксперт центра «Номос» в Севастополе Павел Лакийчук считает: рассчитывать на то, что НАТО поможет вернуть Крым военным путем, не стоит.

– В существующем формате сотрудничество Украины и Североатлантического альянса не носит оборонный характер. Это партнерские отношения. В освобождении (Крыма – КР), политическом или военном, роль альянса сейчас не просматривается. С другой стороны, Североатлантический альянс делает значительные усилия к сдерживанию агрессии в Черном море. Те же участившиеся визиты кораблей НАТО в порт Одессы в наиболее горячие и ключевые временные периоды обеспечивают в этом районе определенную стабильность.

Павел Лакийчук

Директор Центра общественных исследований «Украинский Меридиан» Дмитрий Левусь считает, что полноценно рассчитывать на НАТО Украина сможет только после присоединения к альянсу.

– Однозначно не стоит рассчитывать на то, что НАТО – это именно панацея. Я думаю, что ни у кого, даже самого радикально настроенного эксперта, таких иллюзий нет. Подобные иллюзии остались, может, в 2014-2015 годах. Практически все осознают, что НАТО может быть действительно действенным механизмом безопасности только для полноценных членов.

Дмитрий Левусь

Заместитель министра иностранных дел Украины Егор Божок отмечает, что НАТО активно поддерживало Украину после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе.

– Альянс с самого начала, с 2014-го года, предоставляет нам беспрецедентную практическую помощь, очень серьезную и мощную политическую поддержку. Вы знаете, что все страны-члены НАТО ввели санкции против России. Но когда мы будем иметь правовые основания применять статью 5 Вашингтонского договора (нападение на одного союзника является нападением на всех – КР), как полноправный член НАТО, то к тому времени вопрос с незаконной оккупацией Крыма и отдельных районов Донецкой и Луганской областей будет решен положительно. И мы все вместе вернем агрессивную Россию в рамки международного права.

СПРАВКА: Украинский парламент 3 декабря одобрил постановление «О заявлении Верховной Рады Украины «О первоочередных шагах обеспечения евроатлантической интеграции Украины – приобретении полноправного членства Украины в Организации Североатлантического договора». Это решение поддержали 280 депутатов, представляющих фракции «Слуга народа» , «Европейская солидарность» , «Голос» , «Батькивщина» и группа «За будущее» , а также внефракционных.​

(Текст подготовил Артем Лаптиев)

Аннексия Крыма Россией

В феврале 2014 года в Крыму появлялись вооруженные люди в форме без опознавательных знаков, которые захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позднее президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.

16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.

Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.

Предыдущая Ризатдинова: «Для меня Крым – это Украина, так будет всегда»
Следующая «НАТО – не панацея»: роль Североатлантического альянса в деоккупации Крыма

Нет комментариев

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.