Угрозы, пытки, разрушенные храмы. Как россияне преследуют ПЦУ на оккупированных территориях юга Украины

 Угрозы, пытки, разрушенные храмы. Как россияне преследуют ПЦУ на оккупированных территориях юга Украины

Как российские военные преследуют священнослужителей Православной церкви Украины (ПЦУ) на оккупированной юге? Кто распоряжается имуществом оказавшихся в оккупации храмов? Многие ли священники пошли на сотрудничество с российскими оккупационными силами? Об этом узнавал проект Радіо Свобода«Новости Приазовья».

  • Российские военные в оккупированном Херсоне захватили церковь на территории больницы имени Тропиных. Об этом 1 сентября сообщило «Суспільне» . По информации журналистов, в церкви святой Варвары, расположенной на территории городской клинической больницы, после 24 февраля богослужения не прекращались. 20 августа в храм пришли российские военные вместе с врачом, который с ними сотрудничает, и попросили освободить помещение. Об этом рассказал руководитель социального служения в Православной церкви Украины (ПЦУ), руководитель общественной организации «Элеос-Украина», отец Сергей Дмитриев . По его данным, из церкви разрешили забрать все вещи, иконы не отбирали, на вывоз имущества дали два дня.
  • Генеральный штаб Вооруженных сил Украины 6 сентября сообщил, что в храмах Московского патриархата в поселке Красный Маяк Бериславского района Херсонской области российская армия размещает личный состав и военную технику.
  • Полиция Херсонской области 1 сентября сообщила, что российские военные обстреляли неуправляемыми реактивными снарядами село Новопавловка Бериславского района Херсона, в результате чего почти полностью разрушена местная церковь.

«Склоняют к сотрудничеству пыткам»

Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести 30 августа обнародовала материал, в котором сказано, что с 24 февраля по 23 августа 2022 года по меньшей мере 205 религиозных сооружений в как минимум 14 областях Украины были полностью или частично разрушены в результате вооруженного нападения России. Речь идет о церквях, мечетях, синагогах, образовательных и административных зданиях религиозных общин Украины.

Святогорская лавра после обстрела российскими военными. Донецкая область, 13 марта 2022 года

В частности, в Государственной службе по этнополитике отметили, что разрушения получила церковь Всеукраинского союза церквей евангельских христиан-баптистов в городе Олешки Херсонской области. Ущерб ей нанесли обломки сбитой российской ракеты.

Также, по данным службы, в результате обстрелов повреждена церковь св. Иоанна Богослова в городе Энергодар, Дом молитвы церкви христиан веры евангельской в деревне Гуляйпольское Запорожской области. Кроме того, 8 марта от обстрела значительно пострадал храм в честь Святителя Тихона в Гуляйполе Пологовского района Запорожской области.

30 марта 2022 года российские военные задержали настоятеля Свято-Покровского храма Православной церкви Украины в Херсоне Сергея Чудиновича , ныне также военного капеллана. В тот же день его отпустили. В комментарии «Новостям Приазовья» Чудинович рассказал, что оккупанты пытались склонить его к сотрудничеству.

«Претензия основная была в том, что я был украинец. Детали такие: они пытались договориться со мной, чтобы мы помогли раздавать «гуманитарные» грузы. Ведь как вы знаете, это общеизвестно, что в марте и в апреле люди в Херсоне их (оккупантов – ред.) грузы не брали. То есть, они довели людей до обнищания, а потом начали любезно помогать им, поэтому они пытались сделать это через церкви», – рассказывает военный капеллан.

«В частности, мне они предлагали, чтобы я сделал видеозапись, обращение к жителям Херсона как священник именно Православной церкви Украины, чтобы поощрить людей принимать вот эту помощь их, российскую. Я им так и сказал, что даже если бы я и сделал такую запись, то мне бы никто не поверил, что это я сделал, по крайней мере, добровольно», – добавил он.

Священник ПЦУ Сергей Чудинович

Священник отметил, что отказал российским военным.

«Потом они уже другие варианты предлагали: «Давайте на вашей территории мы будем сами раздавать («гуманитарку» – ред.), но машины будут заезжать в ваш двор, люди будут заходить и мы будем раздавать». Ну я им в этом всем отказал и это мне стоило многого: прибавилось седины на голове, они там и насилие применяли, и избивали, и душили, и сознание я терял, такое, били по конечностям», – поделился херсонский священник.

Сергей Чудинович подтвердил, что российские военные захватили храм в Херсоне, расположенный на территории больницы имени Тропиных, а в других церквях они «ликвидируют» настоятелей.

«Вот эти все служения, которые у нас при церквях идут, вот в частности в моем храме, это было оказание услуг бытовых, мы пытались помогать людям, у нас там парикмахерская была, прямо в церкви. Мы набрали мастеров, которые помогали людям приводить себя в порядок. Это был хороший проект, был популярен очень, и мы оплачивали услуги парикмахеров, на средства пожертвований церковных. Потом у нас было социальное кафе, бытовой склад, был медицинский кабинет такой, наша гордость», – рассказал Чудинович.

Священник отметил, что российские военные отслеживали посетителей храма.

«Элемент КГБшной пропаганды»

Еще один священник из Херсона на условиях анонимности рассказал, что ему пришлось уехать из города после угроз, звучавших от российских военных.

«Я попал на беседу к ним, и уже после этой беседы были прямые угрозы моей жизни и жизни моей семьи, пришлось уехать. Сейчас в моем храме служит священник, потому что ситуация такова, что хотя и многие уехали, но некоторые люди должны остаться и они особенно нуждаются в духовной поддержке, духовной помощи. Поэтому оставшиеся священники – им приходится, конечно, балансировать между тем, чтобы не поддерживать оккупантов и оказывать помощь духовную, духовно охранять украинцев», – отметил мужчина.

Священнослужитель отметил, что церковь в России является элементом пропагандистской системы.

«Мы сейчас видим, что русская церковь пропагандировала эту ересь русского мира, это идеологическое РПЦ. Оккупантам не нравились священники, которые черное называли черным. И, в принципе, мне был прямой вопрос: «Кто такие русские? Кто агрессор? Я сказал, что агрессор – приходящий на чужую землю с оружием в руках, это их очень разозлило. Поэтому церковь в России – это элемент КГБшной пропаганды. И они думали и, вероятно, надеялись, что в Украине так же, но в Украине по-другому», – поделился священник.

«В храме поселились военные»

Настоятель Свято-Покровского храма оккупированной Васильевки Запорожской области, протоиерей Роман Садовой рассказал, что в течение полугода этот храм был закрыт, но сейчас российские оккупационные силы передали его в Московский патриархат.

«Я как отец троих детей решил вывезти детей к родителям на запад Украины. И вышло так, что вывозя их, остался до сегодняшнего дня, потому что Васильевку оккупировали. Полгода храм не трогали. Он был закрыт, наши верующие приходили проверяли его, убирали, подметали, молились. Но пришло время, когда так называемая мэр Васильевки Наталья Романиченко передала наш храм в пользование Московского патриархата», – сказал Садовый.

Сейчас в храме живут российские военные, а все имущество увезли, говорит настоятель.

«Алтарь, стол-жертовник, все, что на престоле было, Евангелие вывезено совершенно в неизвестном направлении. В нашем Свято-Покровском храме сейчас проживают военные России, мы не знаем, это казаки или военные. Непосредственно проживают – живут, курят, как бы сказать, оскверняют храм», – отмечает священник.

Учитывая боевые действия и оккупацию Россией части юга Украины, редакция не может получить официального подтверждения или независимо проверить озвученные показания.

«УПЦ (МП) легитимна для оккупантов»

Исполнительный директор общественной организации «Ассоциация украинской миротворческой школы» Александр Кобец рассказал, что исторически Херсонщина всегда была многонациональным и многоконфессиональным регионом. По состоянию на февраль этого года самой большой конфессией в регионе оставалась Украинская православная церковь (Московского патриархата).

Московский патриарх Кирилл (Гундяев), слева, и глава УПЦ (Московского патриархата) митрополит Онуфрий (Березовский), февраль 2015 года

«Второй по численности была ПЦУ, и протестантизм занимал около 30% от всех религиозных организаций. Когда мы говорим о коллаборации, то прежде всего нам всплывает на ум политика и действия УПЦ (МП). Либо коллаборация, либо статус-кво. Мы не можем говорить, что вся вертикаль этой конфессии в Херсонской области пошла на коллаборацию. С середины июня митрополит Иоанн Сиопко , руководя Херсонской епархией, вместе с новоименованным, но еще не рукоположенным Вениамином Величко – в Херсоне не находятся. По информации, которой мы владеем, они находятся в Киеве», – говорит Кобец.

Эксперт отметил, что Россия воспринимает Украинскую православную церковь (Московского патриархата) «как свою». По его информации, некоторые священники этого патриархата приобщаются к деятельности российских оккупационных сил.

«При общении с некоторыми представителями ПЦУ, которые находились или сейчас находятся на Херсонщине, я не могу называть их имен и фамилий, но это люди достаточно весомые, которые могут влиять на некоторые процессы, то этим людям предлагали перейти к МП. Следовательно, УПЦ (МП) является легитимным для оккупанта», – объясняет эксперт.

«Что мы сейчас знаем об УПЦ (МП): их священники активно приобщаются или их присоединяют к форуму «Мы вместе с Россией». Это такие мероприятия, такая постановка, когда собирают людей по районам, городам, селам, и руководители зачитывают декларации, что Россия здесь надолго», – добавил он.

Александр Кобец отметил, что одним из тех священнослужителей, кто поддерживает действия России на оккупированной части Херсона, является протоиерей из Голой Пристани Геннадий Шкиль . В программе, вышедшей на ютуб-канале Akaphist в августе этого года, этот священник называет войну России против Украины «спецоперацией» и обвиняет во всем украинскую власть, которую называет «нацистской».

«Изменение религиозного ландшафта»

Религиовед, кандидат исторических наук Игорь Козловский отмечает, что именно русское православие лежит в основе идеологии так называемого «русского мира».

Игорь Козловский

«С самого начала, с 2014 года (когда Россия начала оккупацию украинских территорий – ред.) было заметно присутствие именно религиозного фактора. Что и обусловило дальнейшее преследование других религиозных общин», – отмечает Козловский.

«Российская администрация на территориях оккупированных частей Донецкой и Луганской областей, Крыма и сейчас новых оккупированных земель Украины, проводят политику уничтожения многообразия, характерного для Украины, религиозного ландшафта, фактически навязывая российский взгляд на роль и место религии в обществе», – говорит историк.

Ученый отметил, что для уничтожения украинской идентичности Россия использует, в том числе и религию.

«Мы фиксируем преследование верующих разных конфессий и коллаборацию, присущую некоторым священникам Московского патриархата. Это все говорит о том, что для них религиозный фактор главный для того, чтобы уничтожить украинскую идентичность, украинство и навязать свое видение того, что есть», – объясняет ученый.

Игорь Козловский рассказал, что до 2014 года на Донбассе религиозная сеть протестантских общин была больше, чем православная. В настоящее время на оккупированных территориях региона ситуация кардинально изменилась.

«Они распространяют свое российское законодательство, которое дает карт-бланш для существования Московского патриархата, и далее они создают сложные условия для существования и протестантских общин, и представителей других религиозных организаций Украины. То есть меняют именно религиозный ландшафт, с тем, чтобы создать такую иллюзию именно поддержки российского видения мира, так называемого «русского мира», – пояснил Козловский.

«Для этого используется все что угодно. Понятно, что это и преследования, и похищения, и вытеснение, разрушение молитвенных домов и устранение прежде всего активных религиозных деятелей, которые имели авторитет. Они также пытаются создать определенные списки для преследований», – добавил он.

Ученый отметил, что полномасштабная война ускоряет переход церковных общин из УПЦ (МП) в Православную церковь Украины (ПТО). Впрочем, этот процесс будет длительным, считает Игорь Козловский.

СПРАВКА: Российское полномасштабное военное вторжение в Украину продолжается с утра 24 февраля. Российские войска наносят авиаудары по ключевым объектам военной и гражданской инфраструктуры, разрушая аэродромы, воинские части, нефтебазы, заправки, церкви, школы и больницы. Обстрелы жилых районов ведутся с использованием артиллерии, реактивных систем залпового огня и баллистических ракет.

Россия отрицает, что ведет против Украины захватническую войну на ее территории и называет это «специальной операцией», которая имеет целью «демилитаризацию и денацификацию».

Ряд западных стран, включая США и страны ЕС, ужесточил санкции в отношении России и осудили российское неспровоцированное широкомасштабное вторжение и российские военные действия в Украине.

***

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту . Беспрепятственно читать можно с помощью зеркального сайта: https://krymrdfifckwgzffw.azureedge.net/ Также следите за основными новостями в Telegram,Instagram и Viber . Рекомендуем вам установить VPN.

Misanthrope

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *