«Заселили несколько семей из Крыма». Херсонцы в оккупации боятся, что у них отберут квартиры


Как живут херсонцы в оккупации – расспросили жительницу Херсона, которая с детьми уехала из города. Во временно оккупированном Херсоне продолжают оставаться ее сестры и братья с детьми и пожилые родители. Женщина рассказывает, что в Херсоне о наступлении ВСУ знают, но не могут рассказывать какие-либо подробности. Мы не называем подлинное имя и фамилию этой женщины. Она опасается, что ее могут узнать, а ее родным может угрожать опасность.

«Денег нет, работы нет, ценыкосмос»

Мама Ирины живет в селе Белозерка, в 12 километрах от Херсона. В Херсонской области живут ее родные сестры и братья, у всех есть дети. Поддерживает связь с ними, когда они приезжают в Херсон, где могут поймать интернет в кафе или других местах. В Херсоне у Ирины много друзей, потому что до войны она с семьей жила в городе, дети учились в местной школе.

«Те, у кого есть финансовая возможность, у них все нормально, они живут своей жизнью. Но есть те, кто звонил мне и говорил, это конец, это конец. Денег нет, работы нет, цены – космос. Плюс, они хотят вводить рубли. В Херсоне сейчас все продается и покупается за гривны и рубли. Они (россияне – ред.) открыли 10 своих магазинов в Херсоне. АТБ переименовали в АБЦ. Там ценники в рублях и гривнах. Они сейчас выдают по 10 тысяч рублей на пенсию. И конечно бабушки-дедушки берут ее, потому что им не за что жить. И они идут в эти магазины и там за рубли скупаются», – рассказывает Ирина.

Скриншот из херсонского телеграмм-канала

Большинство сетевых магазинов в Херсоне закрыто. В основном все ходят на рынки. Ирина рассказывает, что они похожи на торговлю в 90-х, когда стоят машины с открытыми багажниками, и из них продают – сигареты, водку, пиво, стиральные порошки. Цены очень высокие, например, пачка самых дешевых сигарет стоит 150 гривен.

В херсонском телеграм-канале писали о том, как российские оккупационные войска переименовали украинский супермаркет АТБ на АБЦ . И писали о ценах в магазинах в рублях и гривнах.

Обходят, ищут пустые квартиры

У некоторых херсонцев создается впечатление, что они могут остаться без дома, рассказывает Ирина. Ее знакомые рассказывали, что были такие неприятные моменты, когда врывались в дом, спрашивали, сколько людей проживает.

«ОСББ трясли, меня это тоже коснулось. Мне писала моя управляющая из ОСББ, что нужно, чтобы кто-то заехал в квартиру, потому что нас будут трясти, кого-то будут завозить. Говорила, что надо, чтобы кто-нибудь пришел и побыл в квартире. Мы живем на улице Рабочая, а на Лавренева уже заселили несколько семей из Крыма. Осбешники между собой общаются и они рассказали, что там люди уже давно уехали, никто не проживает. И, похоже, что заехала семья, похожая на бурят, эта национальность. Это военные. Ни с кем из соседей они не общаются», – рассказывает Ирина.

В их доме на улице Рабочей все пытаются сделать так, у кого есть возможность, чтобы в квартире кто-то бывал. Все в доме заселяют бабушек, дедушек в свои квартиры, чтобы эти квартиры просто не забрали, рассказывает Ирина.

Российские оккупационные войска закрыли в Херсоне все ЗАГСы, центры предоставления админуслуг, требуют информацию в ЖЭКах, паспортных столах о жителях и детях. Многие уехали, и они не могут собрать всю эту информацию. Поэтому они обходят квартиры, фактически вламываются, требуют показать документы, есть ли ребенок, сколько лет, кто проживает. И вот такими обходами выясняют, кто есть, собирают информацию, рассказывает Ирина.

«Они там у людей под воротами окопы сделали»

Родственники, проживающие в селе Белозерка, рассказали Ирине, что владельца магазина заставили открыть магазин, который он закрыл после начала войны. Угрожали ему, если он этого не сделает. Российские солдаты даже организовали передвижение продукции через свои посты, чтобы их завозили в магазин.

«Сами россияне отдыхают там по полной программе, все пивные забиты ими. Они там ведут себя как дома. Сестра из Белозерки говорит, что мы здесь, как в военном городке живем. Они там очень окопались, они там у людей под воротами окопы сделали».

Когда началась война, Ирина с детьми сразу уехала на дачу, недалеко от села Чернобаевка. Рассказывает, что видела, как российская армия там у дач окопалась, захватила местную школу. Военные тогда, еще в апреле, минировали мост, который идет из Херсона на Белозерку, там проходит дорога Станислав-Александровка-Николаев. На даче семья прожила два месяца, выехали из Херсона уже после Пасхи, в конце апреля.

Вид на бывший торгово-развлекательный центр Fabrika в Херсоне, который получил повреждения в результате действий российских военных 5 марта. Херсон, 20 июля 2022 года

«Мы уезжали из Херсона, когда уже был в душе критический пик. Потому что все бомбили, все закрывалось. Мы уехали в 5:30 утра, был еще комендантский час. Дети очень переживали: мама, а вдруг нас увидят. Мы приехали на «Фабрику» (ТРЦ «Фабрика» – ред.), где машины собирались в колонны. Мы ехали 17 часов, мы проехали 18 российских постов. В колонне было машин 400, может и больше, там ни конца, ни края не было видно. Мы еще через Снегиревку Николаевской области ехали. Мы когда уже добрались до Николаевской области, увидели наших, все плачут, все останавливаются, кричат, у всех шок был».

Паром за 350 гривен с человека

Чтобы попасть на понтонный паром через Днепр, родители Ирины простояли в очереди четыре часа, говорят, что было тяжело. Многие едут с моря, кто-то из села везет продукты, чтобы продать в Херсоне.

«На пароме, где Антоновский мост, они сейчас зарабатывают. 350 гривен переход с человека. Мои родители ехали с дачи, переплывали по этому понтону, говорят, что было очень много людей в очереди. Этот бизнес идет им (российским войскам – ред.) на руку. Хоть этот паром и для гражданских, но есть и информация, гудит, как говорят Херсон, что они вместе с гражданскими переправляют и технику из объездной в Херсон».

Понтонная переправа возле Антоновского моста в Херсоне. Август 2022 года

Откуда в Херсоне гривневые наличные, если не работают банки, банкоматы?

Ирина рассказывает, что в Херсоне появились люди-банкоматы. Они ездят на подконтрольную Украине территорию и обналичивают под проценты.

«Есть люди, обнальщики. Но сейчас уже начали этих людей отлавливать, и это тоже опасно, но люди не сдаются, помогают. Вот папа сейчас пенсию снимал под 10 процентов, пенсия у него хорошая, он был лётчиком. Деньги нужны, и он идет на это. Младшая сестра вот «детскую тысячу» обналичивала под семь процентов. Иначе не выжить».

Учителей привезли из Крыма

У Ирины двое детей. У ее младшего сына, четвероклассника, учительница выехала из оккупированного Херсона в одну из западных областей Украины. Она предложила он-лайн обучение своему классу. Из 29 учеников согласились 12, остальные уже в школах других стран, где они временно остаются.

А вот от онлайн обучения старшему ребенку Ирина отказалась. Говорит, что учительница осталась в Херсоне, и женщина не исключает, что на нее могут там влиять. Учительница попросила родителей предоставить разные документы, паспорта родителей, этого в их школе никогда не требовали.

Мы общались с Ириной в преддверии учебного года.

«Моих подружек, которые сейчас живут в Херсоне, предупредили, что если ваши дети не пойдут в школу, то будет штраф 164 тысячи рублей. Правда, непонятно, где они возьмут рубли, чтобы заплатить этот штраф. Они очень боятся. Им даже угрожали, что если ребенок не будет учиться – их лишат родительских прав».

Ранее представитель министерства иностранных дел Украины Олег Николенко заявлял, что по поводу этих противоправных действий России на оккупированных территориях, Украина обратилась в ЮНЕСКО.

По информации Ирины, онлайн обучение в конце августа подтвердили три школы Херсона№11, №51 и №55. В селе Белозерка Херсонской области российские солдаты захватили школу №1 и жили в ней. Затем они переехали, захватили почту, а школу готовили, чтобы запустить учебу. А в Херсоне они захватили лицей №1 , а также спорт-школу ДЮСШ (по информации Херсонского городского совета, детско-юношеских спортивных школ в Херсоне несколько – ред).

Летом в школы завезли книги, буквари. Привезли учителей из Крыма, рассказывает Ирина.

«Было и такое, что наших учителей принуждали приходить, чтобы они за лето научились российской программе. Если они хотят в дальнейшем работать, то нужно пройти обучение. Поэтому половина уехала, некоторые сдались и остались там (в Херсоне – ред) жить».

На уточняющий вопрос, согласились ли многие учителя, по ее мнению, перейти на обучение по российской программе, Ирина ответила, что очень мало. Большинство уехали, некоторые отказались и, рискуя жизнью, остаются в Херсоне.

«Агитировал, чтобы я возвращалась – будет «референдум»

Мы спросили Ирину, обсуждается ли в Херсоне так называемый референдум, который анонсировали российские оккупационные войска. Ирина рассказывает, что что-то планируется, и один знакомый, который перешел на сторону России, агитировал ее приехать и взять российский паспорт.

«У меня есть знакомый, с которым я дружила много лет, он мне звонил и агитировал, чтобы я возвращалась, что будет референдум. Он сказал, что он будет в сентябре. Говорит: приедешь, как раз дети в школу пойдут, возьмешь паспорт, споешь им гимн и все. Он агитировал меня, я так поняла, что он уже по этой теме. Понятно, что что-то намечается, это, по его словам».

Ирина говорит, что большинство тех, с кем они общаются, не находятся в информационном вакууме. Знают, что происходит. И верят в освобождение Херсона и всей области.

«Верят, что придут наши ребята, ВСУ, и все будет Украина. Российской пропаганде в большинстве своем верят бабушки, уставшие от всего этого, которые начали брать российскую пенсию в рублях, брать их гуманитарку. Им уже безразлично. Некоторые даже россиянам приносят вещи, есть такие. А большинство таких, кто верит: пацаны наши придут и выгонят россиян».

СПРАВКА: Российское полномасштабное военное вторжение в Украину продолжается с утра 24 февраля. Российские войска наносят авиаудары по ключевым объектам военной и гражданской инфраструктуры, разрушая аэродромы, воинские части, нефтебазы, заправки, церкви, школы и больницы. Обстрелы жилых районов ведутся с использованием артиллерии, реактивных систем залпового огня и баллистических ракет.

Россия отрицает, что ведет против Украины захватническую войну на ее территории и называет это «специальной операцией», которая имеет целью «демилитаризацию и денацификацию».

Ряд западных стран, включая США и страны ЕС, ужесточил санкции в отношении России и осудили российское неспровоцированное широкомасштабное вторжение и российские военные действия в Украине.

***

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту . Беспрепятственно читать можно с помощью зеркального сайта: https://krymrdfifckwgzffw.azureedge.net/ Также следите за основными новостями в Telegram,Instagram и Viber . Рекомендуем вам установить VPN.

Предыдущая Аксенов угрожает крымчанам: что в Крыму под запретом и как избежать репрессий
Следующая Аксенов угрожает крымчанам: что в Крыму под запретом и как избежать репрессий

Нет комментариев

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.